Немного истории


Богоматерь Умиление Старорусская

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

.

Икона Божией Матери Умиление (Старорусская)

Дата появления:

нач. XIII века

Иконографический тип:

Елеуса

Место нахождения:

Русский музей

Икона Божией Матери Умиление (Старорусская) — икона Богородицы начала XIII века. Происходит из Старой Руссы (приобретена в конце XIX века Д. С. Большаковым), находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

  •  

История

Икона, вероятно, была храмовым образом, однако нет определённого мнения, происходит ли она из старорусского собора, построенного архиепископом Мартирием, или из одного из новгородских соборов.[1]:456 Предание связывает икону с константинопольской Влахернской церковью. Оно возникло под влиянием изображения на иконе ризы Богородицы – главной реликвии Влахернской базилики. На Старорусском Умилении, как и на «малом» Умилении из Успенского собора Московского Кремля, эта реликвия изображена в виде пурпурного плата-убруса, наброшенного на голову Богородицы. Красочный слой Старорусского Умиления плохо сохранился и невозможно установить покрыт ли на ней плат тем же узором, что на кремлёвском Умилении.

Поза Богомладенца и помещение его главы на уровне головы Девы Марии также соответствует древнейшим византийским иконописным изображениям Богородицы. Г.С. Колпаковасчитает, что, возможно, эта икона происходит из мастерских новгородского Десятинного Богородичного монастыря, в котором мастерами культивировались традиции Влахерн.[1]:457 Икона, возможно, попала в Старую Руссу как вклад в городской собор в качестве списка с одной из новгородских икон.

Иконография

Икона относится к иконописному типу Умиление. Размеры иконы 99,5 на 82 см. Академик В. Н. Лазаревхарактеризует состояние иконы как «сильно попорченное».[2]

Иконография отражает связь с греческими или восточными образцами.[1]:457 Это проявляется в вытянутом овале лика Богородицы, её массивном подбородке, сильно изогнутом носе и характерном абрисе глаз. Лики на иконе выполнены в сложной живописной технике, а руки и одежды Богородицы написаны в упрощённой манере.[1]:458

Иисус представлен в отроческом возрасте, что характерно для икон XIII века. Одежды Богомладенца написаны прозрачными густыми линиями, положенными поверх серебряной подкладки. Это приводит к слиянию фигуры Иисуса с серебряной поверхностью фона.

Литература

[скрыть]  Русские иконы XIII века

Ярославские
и
ростовские

Ярославская ОрантаБольшая ТолгскаяСпас Златые власы1Ярославский СпасСпас из НовинскогоАрхангел МихаилСобор архангеловСпас из ГавшинкиМалая ТолгскаяКашинская БогоматерьЯрославская ОдигитрияЕвстафий и ФёклаСпас из Авраамиева монастыря

Новгородские
и
псковские

Коринское «Знамение»Богоматерь БелозерскаяБогоматерь СтарорусскаяПётр и ПавелНикола из ДуховаИоанн ЛествичникЦарские врата (Кривое)Спас на престоле (Крестцы)Никола ЛипныйБогоматерь на престолеСошествие во ад (Архангельск)Илья Пророк (из села Выбуты)Успение из церкви Успения на ПароменьеДеисус из церкви Николы от КожиОдигитрия (из церкви Николы от Кожи)

Прочие земли

Печерская (Свенская) БогоматерьКурская КореннаяМаксимовская БогоматерьСпас Вседержитель (Тверь)Борис и Глеб (Тверь)Рязанская ОдигитрияНиколай Чудотворец (Муром)Петровская БогоматерьТоропецкая Богоматерь

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

похожие

Наши проекты

Наши партнеры

kamagra+apotheke+österreich
kamagra+apotheke+österreich