Немного истории


ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ: скоромная жемчужина


Есть на Владимирщине, а может, на Ярославщине (пограничье это) такой городок - Переславль Залесский. Говорят, когда-то Юрий Долгорукий поручил сыну основать город. Сын отправился в глубинку, потом написал отцу - "дело сделано". Юрий отправился в гости. Ехал, ехал, прибыл наконец, и, утирая пот со лба, произнес, въезжая в ворота: "Ну ты, сынок, ЗАЛЕС". Отсюда и название.

Шутка. Дважды были мы в этом городе с Наталией Андриановой летом 2002 года. А за один раз всего и не усмотришь. Город просто нашпигован памятниками старины. Исключая ботик Петра I (Переславль, как и еще пяток городов, претендует на лавры родины русского флота), мы видели все. Или почти все. Стоишь на валах древней крепости - и видишь с десяток куполов, куда ни взглянешь. Ехать в Переславль из Москвы - тяжело и неудобно (лучше всего - с пересадкой через Сергиев Посад). Поэтому - читайте; когда еще сами побываете.

История. Начальная история Переславля полна загадок. Она изложена нами в статье, посвященной Клещину городку - загадочной крепости в паре километров от окраины современного города. Тот факт, что Никитский монастырь (см. ниже), кажется, основан раньше, чем заложены крепостные валы Переславля, а также то, что Никитский монастырь очень близок от Клещина городка, говорит, наверное, о том, что первоначально монастырь "тянул" именно к Клещину. В 1152 году летопись сообщает, что князь владимирский Юрий Долгорукий перенес город на новое место (там, где он сейчас). Дискуссия по этому поводу разобрана нами в другом сюжете. Уже в 1152 году в Переславле начинается каменное строительство. Походы на Новогород и Киев (1169, 1174) с участием переславцев показывают, что местные племена (угры, финны, карела) были тут же забриты под ружье; такого количества этнических славян в только что заложенном городе быть не могло. Характерен факт: в Ледовом побоище (5 апреля 1242) погибло со стороны русских "чуди без числа", и - 400 немцев. Потери русских князей не сообщаются. Таким образом, чудские (мерянские) воины ходили на пролом, использовались как пушечное мясо. Слабо вооруженные, они гибли, расчищая дорогу князьям-победителям.

В 1211 году город становится центром удельного княжества. В 1220 в Переславле родился князь Александр, будущий Невский - самый противоречивый святой и самый ловкий политик своего времени. В том же году переславцы ходят на волжских болгар - борьба за восточную торговлю между двумя государствами, христианским и исламским, была в самом разгаре, пока ее не прервали монголы. Помимо болгар, молодое удельное княжество в последние предмонгольские годы успело сходить походом в Псков и на Литву, а 8-летнего Александра посадили было в Новгороде, да тут же выгнали (1238). В 1236 агрессия отца Александра, князя переславского Ярослава достигла цели - Ярослав садится в Киеве. Как не вовремя пришли монголы (1238)! Но они пришли, сожгли Переславль, и водрузили мир в Залесье. Пусть даже мир на руинах.

Сразу после монголов, в 1239, Александр садится в Переславле, в 1240 становится Невским (разбивает на Неве шведов; потери русских составили 20 человек, так что это была небольшая стычка с грабительским отрядом), в 1247-49 ему уже пришлось ездить в Орду (причем не в Сарай, а в Монголию - в Каракорум! - почему так долго и ездил) и участвовать в тамошних интригах. Александру было тогда всего 27 лет. К борьбе с братом Андреем поднаторевший в каракорумских интригах Невский привлек ордынский отряд Неврюя, и как уж так склалось, что Неврюй и Переславль заодно пограбил, но факт (1252). В 1262 году становится ясно, что система сбора федерального налога ("выхода") самими ордынскими чиновниками вызывает немало проблем. Главная из них - московские князья хотели все делать сами, для чего, вероятно, и инспирировали волну народных волнений, прокатившихся по Северной Руси. Александр едет в Орду, чтобы привести отряд против бунтовщиков (своих подданных, кстати), но по дороге, видимо, в Городце Нижегородском (хотя это оспаривается) умирает (1263). Похоронен во Владимире, ныне его прах в Петербурге.

Преемник Александра, Дмитрий, ездил в Орду (но теперь уже в Сарай, 1271), интриговал против Новгорода и "немцев", но в 1281 году стало ясно, что до талантов отца ему далеко: рать ордынская, призванная на Русь братом покойного Невского Андреем, разорила среди прочих Переславль. Из больших заслуг Дмитрия можно отметить лишь грандиозный, и в равной степени бессмысленный поход в Ливонию, когда в битве при Раковоре 18 февраля 1268 было побито 5 тысяч русских, но датчане все же проиграли, а русские три дня "стояли на костях", празднуя победу. Говорят, что битва избавила Русь от немецкого экспансионизма. Может, и так. В 1293 году Дюденева рать (также ордынская, и вновь инспирированная Андреем) еще раз разоряет Переславль. Короче, попавший в геополитический переплет, Переславль уже тяготился своего княжеского статуса, и с легкостью утратил его, сдавшись Москве после смерти бездетного князя Ивана в 1302. Однако, этот переход был лишь де-факто, а де-юре Пераславское княжество как бы заключисло союз с Москвой. Московские князья поначалу должны были отдельно получать титул Переславских князей, и ездить сюда на коронацию. Завещания Ивана не признала Тверь. 8 июля 1304 года под Переславлем схватились войска Москвы и Твери. Москвичи победили, и в пылу радости основали Федоровский монастырь (8 июля - память Федора Стартилата, см. ниже). Единственный, наверное, монастырь, основанный в память столь позороного дела.

Тем не менее, благодаря ли Москве, или в силу устойчивой ситуации в Орде в правление Узбека и Джанибека, но первая половина 14 в прошла в Переславле спокойно. Грандиозная чума 1362 года, положившая начало замятни в Орде, опустошила и Переславль, да так, что Дмитрий (будущий Донской) в 1369 вынужден был явиться в город и возобновить тут жизнь. Дмитрий, почувствовав ослабление Орды, принялся за старое - распри. В 1371 переславцы ходили с Дмитрием на Тверь, в следующем году тверичи неудачно осаждали Переславль. В 1378 году переславцы участвовали в мутном и неудачном деле на реке Пьяне. Ордынский отряд избил в дупель пьяных русских, отчего и река стала так называться. Вроде бы возрождение Переславского княжества в 1379 (отдан в удел Дмитрию Ольгердовичу) не имело ни реального политического значения, ни далеко идущих для края последствий (1399 - удел достался бывшему кашинскому князю, 1406 - литовскому князю; ликвидирован в 1462).

В 1380 году переяславские части воевали на Куликовом поле. В сражении погиб переславский воевода Андрей Саркизов, или Черкизов. Фамилия более чем говорящая. Думаю, она свидетельствует о жизни в Переславле тюрок, скорее всего, судя по фамилии, выходцев с Кавказа. Интересно, что уже в середине 17 в среди гарнизона крепости отмечены 17 "черкас пеших". А в 1661 году в городе, к слову, строится шведское подворье, и живут реальные шведы. Вероятно, такое же подворье было и в Твери, откуда происходят многочисленные шведские медные монеты. Возможно, их находят и в Переславле, но мне про это просто ничего не известно.

В 1382, пограбив Москву, отряды Тохтамыша разоряют округу, в том числе Переславль. Но люди уцелели (на лодках они отплыли на середину озера) - и тем получили блестящую возможность сложить головы под Рязанью и Новгородом (1385, 1386). Едигей, темник ногайский, в 1408 грабит город, стены которого в 1403 только успели отремонтировать. Чума 1409 и 1420 усугубляет опустошение.

Однако, город таки жил. В 1433 году здесь еще было что разрушать - Юрий Галицкий берет Переславль, учиняет пакость, как выразился летописец, но в 1434 ему мстит Василий Московский, который возвращается из Галича и разбивает Юрия возле Переславля. После 1462, ликвидации удела, наступает рутина. Линия жизни Переславля спрямляется, нивелируется. Все как у всех - опричнина, поляки, потуги европеизации... Хуже поляков стала моровая язва 1654 года, после которой население сократилось на 80 процентов; перепись фиксирует в этом году всего-то 4566 душ. Если бы не каменное ожерелье церквей, был бы это обычный заштатный город. Но оно есть. Откуда? Почему именно тут такая уникальная концентрация, под стать разве что Суздалю? Я не знаю, и в конце ответа не найдете.

Плещеево озеро. Начнем описание памятников, однако, не с творений рук человеческих, а с Плещеева озера (рисунки 1,2,3). Оно огромно (9,5 на 4,5 км). Все в Переславле благодаря ему, и сам он стоит благодаря озеру. Озеро овальное, красивой правильной формы, глубина до 25 м. Горизонта не видно. Волна довольно сильная - летом, а осенью, наверное, бьет вовсю. У Горицкого монастыря озеро подходит к городу вплотную, там берега низкие, болотистые. У Клещина омывает берега загадочного культового центра финно-угров, там почти к самой воде подходят "горы" Клинско-Дмитровской гряды. Этимологию имени озера мы попытались разобрать в заметке о Клещине. От культовых мест финно-угров остался лишь Синий камень, валун, принесенный ледником (вряд ли, что метеорит, как кое-где написано). Мы искали камень, да не нашли, хотя это громадина весом в 12 тонн. Люди уверяли нас, что мы - в ста метрах, показывали, где. Не нашли. Не открылся (рисунок 3а - фото из путеводителя).

В озеро впадает 19 рек, в том числе Трубеж (южнорусское название, сравните с Трубежем в Новой Рязани), а вытекает только река Векса, и то недалеко течет - через 8 километров впадает в озеро Сомино, откуда уже вытекает Нерль, а та - в Волгу. Уникальной географией озера (громадный водоем, соединенный с Волгой) воспользовался Петр, затеяв тут строительство флота. Его попытка построить прежде флот в Измайлове не удалась - и озеро там мелкое, и путь в Волгу неудобен: "Я стал проведывать, где более воды, то мне объявили Переславское озеро (яко наибольшее) куды я под образом обещания в Троицкий монастырь, выпросился, а потом же стал просить... и явно, чтобы там двор и суды делать», пишет сам Петр, не скрывая своего крайнего цинизма - как воспользовался богомольным предлогом для небогомольного дела. Куда делись суда переславские? Говорят, их таки перетащили в Волгу, но основательнее версия, что они так и не поплавали в больших водах, а все погнили, только ботик остался. Настоящие корабли построены под Воронежем, и оттуда пошли штурмовать Азов.

Русские цари полюбили пресноводную сельд - ряпушку, которая только тут и водилась. Неизвестно, были ли первые насельцы этого озера такими гурманами, но с 15 в на коронациях стало принято есть именно ряпушку. Ряпушку возили к царскому столу поштучно (например, в 1645 году - 33600 штук). Сохранилась сердитая грамота 1675 года царя Алексея Михайловича здешнему воеводе; если кто-то будет ловить ряпушку частными неводами, или на стол царю попадет мелкая рыба, то воеводе - быть в опале, а сторосте и рыбакам - смерть. Большой души был человек. В итоге ряпушка в 18 в попала на герб города. Не думаю, что таков был изначальный герб Переславля, если он у него вообще был. Жители Рыбной слободы (99 дворов), как и само озеро, были собственностью великих князей, позже царей. У них было монопольное право ловли в озере, впрочем, и они не были свободны от натурального налога - оброка. С 18 в порядки несколько либерализуются. Берег разбит на участки, отданные рыбакам, а порядок лова определял жребий. В середине 18 в на берегу построили кожевенный завод, после чего экология резко ухудшилась. Тем не менее, ряпушка, говорят, водится и сейчас, да мало, и никому не нужна. Промышленный лов прекращен в 1960-е. В 1974 впервые заметили в водах страшные сине-зеленые водоросли. С 1988 года из озера стали брать питьевую воду - говорили, на пару лет, временная мера, а так до сих пор и берут. В самое последнее время, из-за кризисов и упадков, когда остановились фабрики и прекратили работать крестьяне, экология улучшилась.

Мне не вполне понятны тот пиетет и та ритуальность, с которой поедали цари ряпушку. Обычное объяснение - копченая ряпушка должна была напомнить о добровольном присоединении Переславля к Москве, и, типа, чтобы все прочие тоже покорялись бы без боя. Объяснение берет начало от ... немца, которому растолковали этот обряд, Герберштейна (16 в): … (после коронации) подается последнее блюдо из особенной рыбы, которая ловится в озере, находящемся при городе Переславле. Эта рыба похожа на немецкую сельдь и имеет приятный и сладкий вкус… Причина, почему подают и едят ее после всего, должно быть, та, что все города в России имели своих собственных князей и государей, иногда отлагались от Москвы и были в ссоре с москвичами. А Переславль никогда не имел своих собственных князей, никогда не отлагался от Москвы и всегда был покорен князьям и в союзе с нею. Оттого-то на празднестве и едят они последнее кушанье из Переславля, чтобы дать понять, что когда все города отлагались от великого князя Московского, Переславль стоял твердой и незыблемой стеной за него, никогда и не отложится от него, если только не принудит его к тому самая крайняя нужда и опасность”.

За эту версию говорит вроде и то, что первые московские князья, как уже говорилось, присоединившие Переславль, должны были брать еще и титул князя переславского, причем ездить на особую коронацию в Переславль. С Дмитрия Донского поездка заменена особым ритуалом, в котором и видят поедание ряпушки. Отметим, однако, что Герберштейн, при всей своей наблюдательности, был таки иностранец, а посему часто "продавал за то, за что покупал", то есть излагал ту гладкую версию и трактовку, которую ему подсовывали царские "особисты", к нему приставленные. Княжество Переславское имело для Москвы то значение, что его присоединение давало право претендовать на владимирскую корону. Обычай есть ряпушку держался до Петра. Может быть, ряпушка была культовой рыбой у мери, обитавшей здесь, на своем святом озере. Колонистов-славян не могло быть много, поэтому преобладающее население на первом этапе должно было быть мерянским. Через него и славяне получили понятие об этой культовой рыбе. Наверное, обычай есть ряпушку был еще у мерянских династов, чтобы взять в себя силу Плещеева озера, которое считалось богом. В свою очередь, для русских царей это был символ покорения мери, торжества над этим огромным народом. В коронационной практике замечено использование обрядов покоренных некогда народов, что как бы закрепляет власть нового самодержца над ними.

Валы. Город начали строить на совершенно пустом месте. Вся археология в пределах валов - с середины 12 в, и не ранее. Начало строительства валов относят к 1152. Закончен труд был лишь к 1194, когда на валах ставят деревянные стены и башни. Гуляя по валам, самым грандиозным из виденных мной, спрашиваешь себя - что труднее было, поставить египетские пирамиды или насыпать эти валы? 600 тысяч кубометров земли... Наверное, это сопоставимая работа. Откуда здесь взялось столько работников? Работало местное население; финно-угры, еще вчера спокойно ловившие рыбу в Плещеевом озере и не помышлявшие воевать, сегодня уже берут в руки заступы, и мрут тысячами. Длина вала 2,5 километра, и пройтись по ним можно, как по шоссе, поскольку валы сохранились полностью, везде проходимы, и образуют замкнутый круг. Диаметр древнего города, стало быть, 800 метров или около того, что для домонгольского города очень много (но Коломна, кажется, все равно больше). Сегодня валы подняты на 10 метров (рисунок 4), площадка на верху, по которой идешь, шириной в 6-7 метров (рисунки 5,6). Площадь Переславля в черте валов в 6 раз больше Клещина, до постройки кремля во Владимире это была самая большая крепость в этих краях. В основании вала и сейчас находятся дубовые срубы в три венца, говорят археологи. Идешь по валу, видишь булыжник (рисунок 7) - это основания стен, снесенных в 18 в (рисунок 7а - реконструкция этих башен по состоянию 17 в). С вала открываются вид за видом - такое чувство, будто летишь на вертолете или на воздушном шаре, только медленно (рисунки 8,9,10). Время от времени приходится опускаться, снова подниматься - разрыв стены. Значит, ворота были (рисунок 11). Где-то через бывшие некогда ворота идет тихая улочка, а в центре города ревут машины, въезжают в центр, покидают его. Местами вал зарос, пробираешься через кустарник, а где-то выйдешь, вздохнешь грудью - красота-то какая.

В валу пять разрывов, причем только один - поздний, а на четырех стояли башни-ворота. Сначала ворот было три (с севера Спасские, с юга Никольские, с запада - Рождественские), в 16 в с востока построили Духовские ворота. Стена на валу была деревянной, двойной, с крышей, и включала в себя восемь непроездных башен: Карашскую, Глухую, Алексеевскую, Троицкую, Варварскую, Круглую, Тайницкую и Вознесенскую. Под Тайницкой башней был колодец, пополнявшийся из реки Трубеж. Теперь башен и стен нет и следа (разобраны в 1759). Глядя в город, который кажется хаотичным, помните, что, по отзывам специалистов, его планировка осталась неизменной чуть ли не с 14 в (рисунок 12).

Археологический контекст. На валу тут и там что-то разрыто, в этом "что-то", понятное дело, полно керамики. Чаще всего попадается московская чернолощенка 17-го века и красноглиняная, покрытая отвратительного цвета поливой керамика 18-19 вв. Но есть объекты куда более древние. Самая ранняя русская керамика - красноглиняная, домонгольская, 12-го века. Она отличается сравнительно хорошим качеством, разве что неполностью прокалена, четко профилирована. Русская керамика в 13-15 веках - уже не того качества, в ней много примесей, она прокалена совсем плохо, ее на валу также много. Из 14 века происходит большое тулово булгарского сосуда из красной глины, хорошего прокала (рисунок 13). Помимо этого, на валу немало печины, то есть обломков кирпичей, которые были либо основанием стен, либо - печки веке в 17-м здесь стояли, гарнизон грелся. Есть одна загадочная находка, сделана на склоне вала, в разрыве, где костей полно, короче, культурный слой (рисунок 14). Это обломок обмазки (?) из грубой красной глины, который обхватывал что-то круглое, вроде трубы, довольно толстым слоем. Что это, сопло гончарной печи, или часть сосуда для хранения пороха, или еще что-то? Может, знатоки военной истории подскажут.

Спасо-Преображенский собор. Его постройка начата в 1152-м, закончена в 1157, ныне это - древнейшее сооружение всего Северо-Востока Руси. Типичный княжеский храм (рисунок 15), горожанам вход был воспрещен. Деревянный, висящий над землей короткий переход соединял собор с деревянным же дворцом. Храм сразу стал строиться в камне, у него не было деревянного предшественника. Собор суров, почти без украшений. Так строили, когда поблизости не было иноземных мастеров, без излишеств (впрочем, недавно предположили, что в стройке участвовали таки романские, то есть западные, мастера). Исключение составляет сдержанный и в самом деле романский декор, пущенный узкой полосой под куполом и под апсидами (рисунки 16,17). Окна узкие, как делали на Западе (рисунок 18).

Здесь бы крещен Александр Невский, его отец Ярослав, здесь похоронен сын Александра Невского Дмитрий, и его внук Иван. Находка археологами склепа Ивана Дмитриевича (+1302) стала сенсацией - от этого времени почти неизвестно белокаменной погребальной пластики, есть всего одна аналогия из Старой Рязани.

В 1310 в храме собрались святители русские, разбирая безобразную распрю между тверским и московским иерархами. Москвич Петр был оправдан от наветов тверича (кто бы сомневался; а проводили бы собор в Твери - исход был бы иной). В 1354 году Сергий Радонежский принял здесь сан, и стал впоследствии самым популярным и в то же время самым  политически ангажированным деятелем русской церкви тех лет.

Храм четырехстолпный, одноглавый - классика. Мощные белокаменные блоки, когда солнце падает на них косо, подчеркивают свою фактуру (рисунок 19). Интересно, что стоит он не в центре площади, а ближе к валам, причем его постановка была связана со Спасскими воротами деревянного кремля, которые находились тут же (разрыв в валу от них - и сейчас удобная дорога для горожан, рисунок 20). Из-за того, что храм играл вместе с воротами какую-то роль в обороне, ориентация его алтаря сбита с востока на северо-восток. Из собора происходят несколько первоклассных ювелирных предметов. Во-первых, потир Юрия Долгорукого (серебро, позолота, хранится в Оружейной палате). Неясно, русские делали, или византийцы. Во-вторых, икона "Преображение" (1403, Третьяковка), выполненная для отремонтированного тогда же храма или Феофаном Греком, или его учениками. Икона очень большая, в Третьяковке вы ее без труда найдете. В-третьих, Евангелие с миниатюрами 14 в (РНБ, Санкт-Петербург). Эти три предмета - лишь крохи былого богатства. В 1917 году храм был разграблен подчистую.

При Андрее Боголюбском пол храма устлан был керамическими плитками с поливой, которую нашли при раскопках (желтая, зеленая, коричневая полива - на полу, белая и голубая - на стенах; типичные цвета булгарского круга). В 12 в собор был расписан фресками. Их обнаружили при реставрации в 19 в, да тогда же и уничтожили. В Историческом музее Москвы хранится несколько ничтожных остатков.

Внутрь храма можно зайти. Музея там нет, просто сидит старушка, берет сколько-то денег. Висит икона "Сошествие во Ад" (рисунок 21), по письму века 16-го. Ныне храм, слава Богу, очищен от мраморного алтаря 1890-х, который уродовал все и вся. Простые белые стены. Четко видишь все детали конструкции (рисунок 22). Купол потрясает (рисунок 23). Лестница ведет на второй этаж. Игра света в узких окнах (рисунок 24). Неожиданные ракурсы при взгляде с верхней галереи вниз. Древние надгробия, какие, не написано, стоят у стен (рисунок 25). Остатки масляной росписи 19-го века, но только на втором этаже и кое-где (рисунок 26). Выходишь из храма преображенным. Храм также хорош, когда смотришь на него с валов (рисунок 27).

Дворец. Дворец поставлен видимо в том же 1152 году. Каким он был - теперь уже не узнать, на этом месте ныне - площадь, на площади - памятник Александру Невскому, который в самом деле родился в этом самом дворце (рисунок 28). Раскопки на площади, предпринятые ради поисков дворца в 19 и в начале 20 в, не дали результатов, хотя вещей начиная с 12 в было найдено немало.

Невероятно, но на площади до сих пор лежит священный валун, которому поклонялись здесь еще до принятия христианства, и позже, до 13-го века. Другой камень, огромный, также был в самом городе, на берегу Трубежа, до 1840-х гг, когда его пустили на щебень. В литературе упоминаются Синий камень у Плещеева озера, Лось-камень где-то в лесах, и каменная Баба на Берендеевом болоте.Специалисты спорят, поклонялись камням мерянцы или славяне и скандинавы, и останавливаются на последнем. 

А под дворцом, или рядом, была тюрьма. И в тюрьме в 12 в некий Даниил сидел, за что - толком мы не знаем, а может, и сам он не знал. И написал он прошение о помиловании, которое стало шедевром русской литературы - "Моление Даниила Заточника". Почитайте, советую: "Кому Переяславль, а мне Гориславль, кому Боголюбово, а мне горе лютое". Русская литература с начала своего была литературой страдальческой, и традиции "певцов зон и лагерей" имеют куда как крепкие корни. Этажом выше, в самом дворце или в одном из монастырей, в то же время делалась другая литература: Переславль имел свое летописание, которое шло с 13 по 14 или начало 15 в. Одна рукопись летописи обнаружена и издана.

Археологический контекст. На месте дворца ныне сквер, а там, понятно, клумбы. Ну мы аккуратненько, с бочка... Конечно, больше всего керамики 17-20 вв, обычной чернолощенки и далее, как говорится, везде, вплоть до современных тарелок. Ну а ранняя керамика? Самым древним можно считать загадочный фрагмент из отвратительно отмученной глины, выполненный в финно-угорских (условно - дьяковских) традициях (рисунок 29). Такого яркого дьяковского образца не было даже в Клещином городке. Датировка в принципе понятна, где-то 11 век, или даже ранее. Значит, было здесь поселение до основания славянского города в 1152 году? Или наша датировка ошибочна (шкала поздней дьяковской керамики вообще очень плохо разработана; надо было доказать, что дославняские и славянские древности не пересекаются, и дославянские древности искусственно удревняли). Быть может, в самом раннем Переславле таки была колония местной знати, а может, был из местных начальник охраны со своими угорскими головорезами (не факт, что своя славянская охрана была бы надежнее). Другие ранние фрагменты немногочисленны. 13-15 вв, в том числе фрагмент венчика типичной S-видной керамики, и два донца с песчаной подсыпкой.

Церковь Петра Митрополита. Второй древнейший храм города (14 в), но изначально был построен в дереве. Очевидно, это был городской храм (для людей, а не для князя). Построен по случаю обретения мощей Петра Митрополита, по другой версии - на месте, где проходил упомянутый выше суд над Петром Митрополитом (правда, судили его во дворце, а между дворцом и храмом метров 100). В его подклете хранилась государева казна (имеется в виду, местного князя), позже, когда храм был уже каменным, там лежали боеприпасы. Нынешняя постройка - в кирпиче - 1585 (рисунки 30,31). На мой взгляд, это ярчайший образец той волны зодчества, которая вызвана была знакомством с татарскими памятниками разрушенной Иваном Грозным Казани (Собор Василия Блаженного, например). Возведение такого мощного сооружения в стране, охваченной тяжелейшим кризисом, должно было быть вызвано серьезным событием. Им стало убийство Иваном Грозным неподалеку отсюда, в Александровской слободе, своего сына Федора. Замаливая грех, Иван распорядился поставить эту церковь. Храм похож на шедевр Коломенского - церковь Вознесения; сходство не случайное - мастера сознательно подражали коломенскому храму.

Нам не совсем повезло: церковь закрыта лесами. С другой стороны, она так развалилась, что еще несколько лет - и закрывать лесами было бы уже нечего. К ней примыкает колокольня, судя по виду, века 18-го, еще какие-то кирпичные сараи.

Рядом с церковью Петра находился некогда Богородицко-Сретенский монастырь, упраздненный еще в 18 в. Кажется, этот монастырь совсем новый, века 17-го максимум. Те самые кирпичные сараи, остатки низких стен - это все следы монастыря. Владимирский собор на "собор" непохож - просто церковь (рисунок 32). Как и церковь Александра Невского (рисунок 33), он сооружен в 1740-х гг. Говорят, что строила их одна артель. И сейчас тут какая-то особая жизнь; монастыря давно нет, а все какие-то старушки ходят, молятся, бурьян (а бурьян густой, по пояс) и тот особенный.

Археологический контекст. В храме идет ремонт, и рядом красуется куча мусора, где я и покопался (фу, как мерзко!). Однако же, меня порадовал просто громадный обломок чернолощеного сосуда 17 в хорошего качества (столичной мастерской), а также полный набор керамики 19-20 вв, в том числе элитной: донце тарелки кузнецовского фарфора с клеймом, что вообще редко, и такой, знаете, плохонький, полупрозрачный полуфарфор-полустекло 18 в (это когда в России стали такие штуки делать, да еще не научились). От конца 19 в меня порадовала половая плитка фабриканта-немца из Харькова, который наполнил Россию своими изделиями, причем на каждой плитке писал, кто он и откуда. Наверное, как раз в это время в одной из окрестных церквей ремонтировали пол. Но ничего более древнего не было. Куча - она и есть куча.

Но вперед, посмотрим еще - какие монастыри окружили город, какие храмы стоят среди кривеньких улочек Переславля.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры

viagra ohne rezept in italien
viagra ohne rezept in italien