Немного истории


Древнейшие храмы Курской области

За благословением младенца на земную жизнь, молодых – на создание семьи, за очищением души – все идут в храмы. Сюда же несут на отпевание умерших. По документам приходских священников можно отслеживать судьбы целых родов. Ведь церковь – это история страны в целом, хранящая память о наших предках.

Самым древним в Курске является храм женского Свято-троицкого монастыря

Поехав в тот или иной город, его облик мы оцениваем в том числе и по церквям. Что такое храм в жизни народа? Издревле это центр жизни в населенных пунктах, дававший им некий статус. Например, деревню от села отличает именно наличие церкви. Храм божий – это еще и храм науки. Долгое время церковно-приходские школы содействовали распространению грамотности на Руси. А священник в старину – это одновременно и общественный деятель, и представитель власти. Он не ограничивался одними лишь богослужениями. Курские батюшки создавали и общества трезвости, и даже… ясли, куда селяне отдавали детей на время полевых работ.

Пещерные монастыри под Курском

По некоторым свидетельствам, Посемье, к которому относился и наш город «Куреск», приняло христианство вслед за Киевом. В истории нашей епархии, к примеру, называется точная дата крещения курян – 990 год, то есть через два года после крещения князем Владимиром столицы Древней Руси.

Какими были раннехристианские храмы наших предков, можно лишь предполагать. О них почти не осталось свидетельств. Монголо-татарское нашествие стерло храмы с лица земли – деревянные постройки полыхали в пожарищах. К середине XIII века Курск был полностью уничтожен, на его месте осталось пепелище. С полным правом можно утверждать, что из пепла город возродила обретенная икона Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная. Молва о ее чудесах в XVI веке достигла столицы. Царь Федор Иоаннович повелел в 1597 году принести образ для поклонения в Москву. Тогда же он наряду с указом об устроении монастыря там, где была обретена икона – в Коренной пустыни, повелевает возобновить и древний город Курск. Между тем, городская крепость начала устраиваться за год до этого указа. Первая деревянная же церковь Рождества Богородицы в Коренной пустыни была освящена уже в 1618 году.

Как раньше выглядели монастыри, которыми постепенно обрастала курская земля? До начала XVII века в основном все они были деревянными, огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Это были центры привлечения населения для обживания «московских окраин». Таким образом монастыри вырастали в «диком поле», а многочисленные льготы по платежам собирали вокруг них новые поселения. Это было что-то вроде натурального хозяйства. Почти все курские монастыри XVI–XVII веков пекли свой хлеб, жили рыбной ловлей, охотой, пчеловодством и скотоводством.

Были в окрестностях Курска и пещерные монастыри. Краеведы еще более ста лет назад находили их следы, до нас дошли некоторые описания. Так, памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «...в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От него идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей».

Историк Николай Златоверховников, главный организатор краеведческой работы в Курской губернии в начале XX века, описывает пещеру под названием «Синайка», в двух верстах от Рыльска: «В расположенной крестообразно пещере со входом в виде арки на стенах имеются священные изображения, пострадавшие от времени». По одной из версий, пещерные монастыри служили еще и укрытиями в условиях постоянных войн с кочевниками.

Курскому костелу более ста лет

Самая старая церковь региона

По нашим сведениям, самой древней из сохранившихся является Троицкая церковь Курского женского монастыря, расположенная на улице Максима Горького. Как сообщает справочник «Из истории храмов Курской епархии», изданный областным архивом, она была построена в 1631 году. Однако то здание своими глазами нам видеть не дано. Из сохранившихся построек – главный храм, заложенный в 1695 году. Первыми насельницами монастыря стали вдовы и бедные женщины. Селясь рядом с обителью, они постепенно переходили в послушницы.

С тех пор женский монастырь претерпел множество перемен, несколько раз перестраивался. После закрытия в советские годы здесь располагался лагерь принудительных работ. Помещения в разное время передавались под архив, краеведческий музей, художественные мастерские и даже театр «Эй», в котором ставился спектакль по пьесе скандально известного писателя Владимира Сорокина.

По архивным данным, в 1700 году построена Троицкая церковь, что на площади Добролюбова. Из других ранних храмов – Ахтырский, расположенный за медуниверситетом. Он, безусловно, перестраивался, но годом возведения указывается 1760-й. Есть предположение, что именно здесь была захоронена мать Серафима Саровского – Агафья Мошнина. Подтвердить эти сведения, к сожалению, нечем. Церковное кладбище было уничтожено, могильные плиты не сохранились. В годы индустриализации страны надгробные камни шли в утильсырье. К 1762 году относят Вознесенскую (ныне – Михайловская) церковь на улице Карла Либкнехта. В ней был крещен будущий командир миноносца «Стерегущий» Александр Сергеев. Современое здание Воскресенско-Ильинской церкви построено в 1768 году, родители Серафима Саровского венчались не в нем, а в деревянном храме – предшественнике нынешнего.

Старинный храм сохранился и в Обояни. Долгое время Смоленская церковь 1790 года постройки оставалась самой вместительной в городе. Именно поэтому ее выбрали для помещения на ночь праха Александра I в 1825 году. Прихожане очень заботились об этом храме, некогда сюда была доставлена икона Спасителя из Иерусалима, освященная на Гробе Господнем.

В Обоянском районе сохранилось много старинных деревянных храмов. Правда, относятся они не к XVII или XVIII векам. К сожалению, в большинстве случаев уцелели лишь те здания, которые появлялись на месте прежних позднее. Так, деревянное строение храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Каменки возведено в 1893 году, Георгиевский деревянный храм в селе Долженково – в 1900-м, Васильевский храм в селе Белое в 1908-м, годом позже выросло новое здание Космодемьянского храма в селе Косиново.

Большинство курских храмов появилось в XIX веке, многие из них строились после победы над войсками Наполеона. По одному из предположений, в честь победы в Отечественной войне был, к примеру, возведен и Знаменский собор в центре Курска. Однако большинство краеведов так не считают. Здания церквей, которые были расположены на территории Знаменского монастыря с середины XVIII века, требовали перемен. Есть свидетельства от 1815 года, что во время службы на пол осыпалась штукатурка. Здание нового кафедрального собора возводили десятилетие – с 1816 по 1826 годы.

Не стоит забывать, что Курск оставался многоконфессиональным поселением. В конце XIX века здесь был отстроен костел, примерно в это же время выросла лютеранская кирха (ныне – здание облпрокуратуры), в еврейском квартале в районе Центрального рынка – в начале XX века было построено две синагоги.

Это интересно: Особая благодать, как считается среди православных, в тех церквях, которые не закрывались и не были осквернены советской властью. Здесь информация разнится. Говоря о том, сколько церквей действовало в области в те тяжелые времена, называют разные цифры – 2–3. Причем есть расхождения и в том, что это были за храмы. По одним данным, все они расположены в областном центре, по другой – некоторые и за его чертой. Достоверно, что одной из таких была Вознесенская церковь в районе улицы Запольной. Узнав о том, что приход собираются закрывать, коренное местное население – казаки – с вилами в руках окружили храм, не дав этого сделать. Есть сведения, что не позволили закрыть Никольскую церковь и жители Стрелецкой слободы. Так что, предположительно, она оставалась второй действующей церковью в Курске в советский период. Некоторые священнослужители утверждают, что не закрывался и Сергиевский собор на улице Максима Горького. Но краеведы здесь непреклонны – храм не действовал, одно время в нем размещалась картинная галерея. Во времена немецкой оккупации церкви, напротив, открывались. Это был тактический ход захватчиков, чтобы получить расположение русских. Немцы давали нам религиозную свободу.

* * *

В статье использованы материалы книги «Из истории храмов Курской епархии», изданной областным архивом, книги Е. В. Холодовой «Зодчие курского края XVII–XXI веков», сайтов http://old.kurskcity.ru , http://eparhia.kursk.ru. Благодарим за помощь госархив Курской области и областной краеведческий музей.

Оксана САНИЦКАЯ

похожие

Наши проекты

Наши партнеры