Немного истории


Гостомысл

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

 

Гостомысл (ум. ок. 860) — легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописейсвязывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».
  •  

Гостомысл в источниках

В ранних древнерусских летописях имя Гостомысла не встречается. Его имя как первого новгородского старейшины появляется в XV веке (Новгородской первой, Софийской первой и Новгородской четвёртойлетописях). Как инициатор «призвания варягов»он появляется в ещё более поздних источниках XVI века. Воскресенская летопись (XVI в.) сообщает, что по совету Гостомысла призвали варягов из Пруссии:

И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житіе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ.

Согласно Степенной Новгородской книге Гостомысл умер глубоким стариком. В летописях указывают про холм Гостомысла и его могилу на Волотовом поле вблизи Великого Новгорода.

Археологи сомневаются в самом существовании Новгорода в IX веке, самые ранние постройки там датируются 930-ми годами. Княжеская резиденция в Рюриковом Городище возникла раньше и там обнаружены следы скандинавского и западнославянского присутствия.

Гостомыслом звали одного из племенных вождей вендов (западных славян), который погиб в 844 году в сражениях против короля Людовика согласно Ксантенским[1] и Фульдским анналам. В оригинальных латинских текстах имя погибшего вождя пишется как Gestimus, Gostomuizli. Ссылаясь на это сообщение, И. И. Срезневский в середине XIX века писал, что имя Гостомысла имеет западнославянские корни, так как окончание «-мысл» не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян. По мнению историка легенда о вожде западных славян проникла в Новгородские земли и стала частью восточнославянского эпоса.

Иоакимовская летопись

Историю Гостомысла наиболее подробно излагает так называемая Иоакимовская летопись, спорный источник[2], опубликованный историком В. Н. Татищевым в XVIII веке:

«Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду.»[3]

Оригинальный текст  (ст.-слав.)  [показать]

Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли ещё при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. (Ср. у Геродота историю о сне, увиденном дедом Кира Великого[5]). Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрикс двумя братьями[6].

Историки о личности Гостомысла

Историки XVIII века Татищев и Щербатов склонялись к признанию достоверности рассказа Иоакимовской летописи о Гостомысле.

Первым усомнился в существовании Гостомысла историограф немецкого происхождения, академик Миллер. В существование Гостомысла не верил и Н. М. Карамзин, который подчёркивал, что «предание о Гостомысле сомнительно», так как древние летописи не упоминают о нём[7]. На отсутствие упоминаний о Гостомысле в древних летописях указывал и С. М. Соловьев[8].

Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «-гост-; -гощ-», и допустил их широкое появление уже с VIII века[9]. Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги также указывают на распространение в X веке посуды западнославянского типа, характерной для побережья Балтики, что может указывать как развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части западно-славянских племён.

По мнению В. Н. Овчарева имя Гостомысла проникло в русские летописи из мекленбургской генеалогической традиции. В 1629 г. Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба. В этом же источнике присутствует и Гостомысл (Gozomuzolo), сын Чедрага. Сам Хемниц ссылается на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 г. Не вызывает сомнения, что шверинский составитель пользовался русскими летописями. А основанием для связи Рюриковичей и Белунгов стало то, что начиная с Адама Бременского и тех и других выводили из вандалов. Информация из Шверинского манускрипта вполне могла попасть в Родословец Новгородской первой летописи на фоне укрепления культурных контактов Новгорода и Ганзы. При этом новгородский составитель принял имя Гостомысла за нарицательное в духе легенды о призвании "варягов": Гостомысл - потому, что "гостей намыслил".

Специалист по истории Древней Руси С.Н. Азбелевставит под сомнение факт смерти Гостомысла в 844 году. По его мнению, Гостомысл, возглавлявший государство руян, в связи с вторжением войск Людовика Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень. В результате этого там возникли поселения прибывших с ним славян - руси прибалтийской[10].

  

похожие

Наши проекты

Наши партнеры

kamagra online kaufen erfahrung
kamagra online kaufen erfahrung