Немного истории


История города Тихвин

До IX века

Территория земель прилегающих к современному городу Тихвин была заселена людьми уже во II-III тысячалетии до н.э., о чем свидетельствуют археологические находки. С I века нашей эры здесь жило племя весь (современное название "вепсы") - одно из прибалтийско-финских племён северо-запада русской равнины, относящееся к Дьяковской культуре раннего железного века. Существует мнение, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тысячелетия нашей эры постепенно расселялись на восток. Основными занятием дьяковского населения было скотоводство. Разводились лошади, коровы, свиньи. Важную роль в хозяйстве занимала охота на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика. Добывался мех бобра, куницы, лисы, выдры, который использовался в торговле между племенами.

Империя Германариха

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественное расслоение не было выражено. В Юго-Восточном Приладожье и в районе Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) обнаружены многочисленные курганы 10-13 веков, которые историками относятся к фино-угорским народам.

В IY веке на территории западной части современной России существовала огромная империя готского короля Германариха, чьи владения простиралась от берегов Черного моря до Прибалтики. Возможно, что и земли современного Тихвинского района являлись одной из частей империи Германариха.

Во второй половине 1-го тысячелетия в землях приладожья расселяются славяне. Точное время проникновение славян установить невозможно. Вероятно, это был длительный и постепенный процесс, растянутый на столетия. Согласно Повести временных лет, славяне в Приладожье являются выходцами с территории современной Болгарии с побережья реки Дунай. Миграция славян на север с Дуная вероятно началась уже в Y веке нашей эры. Археологическите исследования подтверждают присутствие славян в Приладожье уже не позднее YII-VIII веков.

Славяне в Y-VII веках н.э.

В исторической науке существуют мнения, что первые группы славян-кривичей появились на северо-западе непосредственно из западнославянских земель, активно использовавших мореплавание для освоения новых земель. На карте из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в X веке границей между землями славян и племенем Весь является река Тихвинка.

Славяне принесли с собой земледельческую культуру, выплавку железа. Не позднее VIII века появляются города как центры межплеменной торговли. Часть поселений уже имеет укрепления в виде земляного вала с деревянным частоколом, окруженных глубокими рвами. Общее количество городищ и селищ на территории Ленинградской области вероятно было не менее сотни. Поселения были привязаны к рекам-озерам, бывшим как транспортными артериями, так и удобными естественными укреплениями. Часто городища составляли небольшие конгломерации: вокруг укрепленного поселения были расположены неукрепленные селища, а также кладбища коломнища (курганные могильники, сопки, жальники), священные места. Обилие данных памятников свидетельствует о густонаселенности территории области в раннее средневековье. Не случайно старинное скандинавское название Руси - Гардарика, "страна городов".

Расселение славян в X веке согласно карте из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

На рубеже YII-YIII веков на территории современной Ленинградской области появляются норманы. В этот период активно развиваются торговые отношения приладожских племен с народами, населявшими побережье Балтийского моря. Основным товаром славян и веси служили меха животных, которые весьма ценились в Западной Европе. К этому времени относится возникновение знаменитых торговых путей "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Путь "из варяг в греки" начинался с побережья Балтики, далее через Ладожское озеро по реке Волхов в озеро Ильмень, далее по притокам до реки Двина. Далее по Двине, а затем волоком до в речки Катынь, впадающую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море.

Путь "из варяг в персы" (Нева - Ладожское озеро - реки Сясь - Тихвинка - Валченка-Соминка-Горюн - Чагода - Молога - Волга) от берегов Балтийского моря к верховьям Волги шёл примерно по линии современной Тихвинской водной системы и отмечен целым рядом курганов и могильников. Вполне вероятно, что уже в YIII веке на территории современного Тихвина было поселение, жители которого учавствовали в торговли, распространившейся от Европы до Азии.

Был еще торговый путь от Ладоги по Свири и Ковже к Белоозеру, где находилось племя «Весь». Этот район был известен в X в. как страна, богатая пушным зверем. От Белоозера по Волге торговый путь распространялся до Каспийского моря.

Активные торговые отношения создали условия для социального расслоения и, как следствие, к расслоению племенной структуры общества, основанной на общинных началах и равноправии. Формируется социальная верхушка из числа разбогатевших торговцев, скапливающих материальные ресурсы, которые используются для закабаления своих соплеменников. Возникают предпосылки для возникновения государства, которое будет способно регулировать противоречия формирующихся социальных групп и решать межэтнические проблемы.

IX-XII века

Согласно устоявшейся точки зрения в исторической науке, в IX веке на территории современной Ленинградской области возникло Древнерусское государство. Основным источником информации о событиях тех лет служат русские летописи. Данное событие описывается как призвание на княжение Варягов в 862 году. Обычно ссылаются на "Повесть временных лет" («Несторова летопись»), наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.

"В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами. И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении "дружина"]. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, и в Полотске Кривичи, в Ростове Меряне, в Белоозере Весь, Муроме Мурома. И теми всеми обладал Рюрик".
отрывок из Повести временных лет по Ипатьевскому списку

Согласно летописным данным Рюрик занял Новую Ладогу, его брат Синеус Белоозеро, Трувор Изборск. Если посмотреть на географическую карту, то обнаруживается, что современный Тихвин находится посредине между летописными городами. Нельзя исключать, что предки современных Тихвинцев принимали участие в событиях, связанных с призванием варягов.

Первая редакция Повести временных лет была вероятно написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1110—1112 годах. События, описываеме Нестором, происходили более 200 лет ранее, что не может не вызывать, как минимум, сомнения в достоверности и точности описываемых событий. Существует мнение, что первоначальный текст летописи начал складываться еще при великом князе Ярославе Мудром (978-1054). Этот правитель известен тем, что вел жестокую борьбу со своими братьями за обладание киевским престолом, в результате которой все братья Ярослава погибли. Два брата Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, принявшими мученическую кончину. Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Но существует точка зрения, что на самом деле виновным в смерти Бориса и Глеба был Ярослав, который использовал варяжских наемников. Вину же Ярослав за смерть братьев возложил на Святоплока, после чего у того появилось прозвище Окаянный, с которым он в русской истории и остался.

Варяжские наемники из Норвегии сыграли значительную роль в захвате Ярославом киевского престола. Во главе наемников стоял Харальд, который в будущем на службе в Византии добыл огромное количество золота и драгоценных камней, часть этой добычи он на протяжении этих лет отсылал на хранение Ярославу Мудрому. В дальнейшем этот Харальд становится королем Норвегии, не без помощи тех ценностей, которые ему сохранял Ярослав. В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингегерде. Скандинавское влияние на политическую жизнь Киевской руси данного периода очевидна, что должно было сказаться и на содержании исторических повествований. Трудно представить, что монахи при составлении рукописей о начальном этапе русской истории не учитывали интересы Киевского князя.

Прославился князь Ярослав и тем, что построил множество христианских храмов, за что в благодарность от православной церкви получил прозвище "Мудрый". Это был начальный период распрастранения христианста на Руси, когда определяющая роль в русской церкви принадлежала византийским священникам. Все эти факты свидетельстивуют о сложной политической ситуации того времени, о влиянии различных иностранных государств на события, происходящие на Руси, и, как следствие, на историческое видение прошлого.

Предания, записанные в летописи, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Других документальных источников однозначно подтвержающих или опровергающих летописную версию создания русского государства не существует, что создает благодатную почву для многочисленных спекуляций относительно событий тех давних лет.

Историки, изучающие истоки русской государственности, как правило, примыкают к одному из двух враждующих лагерей: норманистов и антинорманистов. Норманисты считают, что основателями древнерусского государства являются варяги - выходцы из скандинавии, делая далеко идущие выводы о неспособности славян к государственной жизни. Антинорманисты оспаривают скандинавское происхождение варягов, доказывая тем или иным способом их славянское происхождение. Данный спор уже длится три столетия, то разгораясь, то затухая, в зависимости от событий, происходящих в политической жизни России.

Наиболее острые дискуссии происходят по проблеме этнической принадлежности варягов. Норманисты считают варягами викингов, антинорманисты ищут следы варягов на южном побережье Балтийского моря среди славянских народов. Данный спор выглядит странным на фоне многочмисленных фактов, противоречащих мнению, что варягами славяне называли какой-либо народ. Так упоминание о варягах не встречается у других европейских народов. Согласно летописным текстам, славяне знали о существовании скандинавских народов и их названий. Более убедительным выглядит мнение, что варягами называли не народ, а социальную группу, включаюшую в себя представителей разных народов.

Торговля наряду с военными грабежами являлись главными источниками обогащения людей тех времен. Именно из торговцев и воинов формировалась элита раннесредневекового общества, когда когда христианство на севере Европы еще только начинало свое распространение. На рубеже VIII-IX веков в приладожье активно развиваются торговые связи с народами Балтийского региона и вполне логично предположить, что у приладожских славян, активно участвовавших в торговле, было общее название для проплывающих с Балтики торговцев, говорящих на разных языках, но занимающихся одинаковым промыслом. В словаре Даля XIX века варяг - это скупщик всячины по деревням; маяк, тархан, орел; или кулак, маклак, прасол, перекупщик; или офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочной товар на шкуры, шерсть, щетину, масло, посконь и пр. То, что слово "варяг" славянского происхождения подтверждается его анализом. Корень -вар- является одним из древнейших в славянских языках и участвует в образовании многих слов, дошедших до нас из глубокой древности: варить, варенье, варь, свара, утварь, товар, товарищ, навар и другие. Корень вар- обозначает процесс призводства некоего ценного продукта из материалов в исходном состоянии представляющих незначительную ценность. Так из малопригодных к употреблению в пищу исходных продуктов в процессе варки получается пища, годная к употреблению и обладающая ценными вкусовыми качествами. Современное слово "сталевар" также имеет в своем составе корень -вар- и относится к профессии, занятой в производстве стали (сталеварения). Верховные славянские языческие божества Сварог, Сваряжич, почитаемые как боги огня, также имеююют корень -вар. Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец.

Производство железа в древности являлось обной из наиболее важных сторон жизни. Железо являлось основой для изготовления сельхозинвентаря, домашней утвари, оружия. Очевидно, что процесс плавления представлялся для язычников свехъестественным и приписывался божественным силам. То же относилось и к приготовлению пищи. Иначе говоря, Сварог - это бог умелец, наделивший людей способностями к изготовлению продуктов, обладающими большой ценностью. В наше время используют выражение "сварганить", когда речь идет о какой-либо поделке.

Торговля также для славян представлялась процессом, в ходе которого приобретаются блага. До сих пор в русском языке используются такие выражения как "навар", "наварить", когда речь идет о прибыли при совершении торговой сделки. Можно представить изумления славянина-землепашца, который встречает своего сородича, вернувшегося из торгового плавания, богатым и успешным. С его точки зрения такое быстрое обогащение могло быть только с участием божественных сил, того же бога Сварога. Отсюда и прозвание варягов.

Интересен суффикс -яг в слове "варяг". В русском языке суффиксы -аг-(а), -яг-(а), -уг-(а), -юг-(а) образуют имена существительные общего рода, которые обозначают лиц по их признакам или действиям обычно с эмоциональной окраской сочувствия или с оттенком презрения (бедняга, бродяга, деляга, добряга, салага, ворюга, стиляга, доходяга). В концу 1940-х годов в СССР появляется выражение "стиляги", которое использовалось в отношении "золотой молодежи" того времени и имевшего презрительный оттенок. Есть мнение, что данное слово образовалось от английского steal, что в переводе на русский означает "воровать", а значит может быть синонимом слова "ворюги" и, возможно, "варяги". Можно предположить, что негативный оттенок суффикса -яг связан с мифологическим славянским персонажем Бабой Ягой, главным промыслом которой являлось колдовство. Тогда варяг у славян воспринимался как делец-колдун.

Отношение к торговому люду на Руси со стороны крестьян, составлявших основную часть населения, всгда было сложным и, как правило, негативным. Землепашцу невозможно было нажить большое состояние, несмотря на тяжелый ежедневный труд. В то же время торговец мог в одночасье разбогатеть, благодаря удачной сделке, не прилагая больших физических усилий. Естественно у крестьян это вызывало чувство несправедливости и раздражения, а потом и презрения к "неправедному" труду. Таким образом, появилось презрительное прозвище торговцев "варяги". Из летописей известно, что варяги притесняли славян, за что и были ими выгнаны "за море". Ретроспективно возможно восстановить ход событий того времени опираясь на примере развития экономических процессов в современной России. В конце XX века с началом "перестройки" возникли условия для быстрого обогащения узкой группы людей, сумевших сколотить огромные состояние при одновременном обнищании основной части населения страны. Обладая значительными финансовыми возможностями элита формирует политическую структуру общества в своих интересах, все более ущемляя права остального населения. Как следствие , в обществе растет напряжение и недовольство элитой, действующей в своих узкокорыстных интересах, что в перспективе может привести к "изгнанию варягов" (или "ворюг" - в современном звучании).

Средневековые торговые пути

В конце VIII - в начале IX веков, благодаря развитию торговых отношений в Приладожье, произошло расслоение общества на разбогатевших торговцев и остальное население со скромным материальным достатком. Аппетиты богатых растут, растут с их стороны и притеснения местных племен. Возникает вооруженный протест со стороны населения, которое изгоняет "варягов за море" ("В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани..."). Местные "олигархи", лишившись своих прибылей, посовещались и отправились к Руси с предложением навести порядок, иначе говоря, усмирить местное население. До сих пор историки спорят, кто такой был Рюрик и что за племя такое Русь. За давностью лет события той эпохи кажутся значительными и эпохальными, но в реальности это было заурядное событие, когда вооруженную банду призывают усмирить взбунтовавшееся население. По нынешним меркам Рюрик был вроде современного криминального авторитета со своей вооруженной группировкой, занимавшейся грабежами и "крышеванием" богатых людей того времени. Читатель с легкостью сам найдет массу примеров в современной истории России, когда криминальные сообщества держат под контролем целые регионы, собирая дань с местного населения.

С этой точки зрения объяснимо происхождение имени (или клички?) Рюрик. В криминальном мире России издавна использовались вместо имени прозвища с наигранной любовью, благодаря использованию суффикса -ик (например: Япончик). Не исключено, что Рюрик - это было не имя, а прозвище, принятое среди узкого круга его соратников. Роль Рюрика в событиях тех лет вероятно была малозначительной и ограничивалась лишь устрашением с помощью своих головорезов местного населения под чутким руководством "олигархов". Иначе чем объяснить отстутствие каких-либо сведений в летописях о его деятельности, кроме того что он посадил своих людей в городах.

Куда более значительна роль следующего за ним князя Олега, чье происхождение не ясно и в летописях он лишь указан как родственник Рюрика, которому на попечение был отдан сын Рюрика Игорь. Содержание летописей вызывает сильные сомнения, действительно ли Игорь был сыном Рюрика. С начала княжения Рюрика (862 год) и до его смерти (879 год) проходит 17 лет, после которых у него остается лишь единственный ребенок и тот младенец. Ничего не сказано и о жене Рюрика - матери Игоря. Более правдоподобным выглядит отцовство Олега в отношении Игоря. Нельзя исключать и самозванства Олега на роль родственника Рюрика, чтобы усилить свои позиции в борьбе за власть. Мнение об отцовстве Олега, подтверждает и тот факт, что правил он до самой смерти, не смотря на совершенолетие Игоря. Если бы Игорь был сыном Рюрика, то праву наследованию Олег должен был передать ему власть при достижении Игорем совершеннолетия, чего не происходит. А вот использование Игоря как аргумент в борьбе за власть выглядит вполне оправданным. Не случайно Олег показывает Игоря киевским князьям Аскольду и Диру, и как бы предъявляет свои права на Киевский престол. Правда затем он вероломно убивает Аскольда и Дира, что можно объяснить отказом тех признать Игоря сыном Рюрика. Как бы там ни было, но исторически правильнее родословную русских князей вести не от Рюрика, а от Олега, который начал строить города и объявил Киев матерью городов русских.

Достоверность описания в летописях жизни Игоря вызывает у историков еще больше вопросов. Если считать дату рождения Игоря не позднее 879 года (смерть Рюрика), то выглядит весьма странным столь позднее рождение его наследника Святослава в 942 году, когда его отцу должно было быть не менее 63 лет и не намного меньше его матери Ольги, на которой Игорь женился в 903 году. Столь многочисленные противоречия в русских летописных источниках свидетельствуют об их низкой достоверности и сокрытии летописцами истиной информации о непростом периоде становления русского государства, характеризующегося жестокой борьбой за власть различных социальных групп различной этнической принадлежности.

XIV-XVIII ВЕКА

К 1383 году относится первое упомининме о Тихвине в русских летописях. В этом году , согласно сохранившимя записям, чудотворная икона Богоматери чудесным образом перенеслась на Русь и впервые явила сияние над водами Ладожского озера. Постепенно, передвигаясь все дальше по воздуху, икона остановилась в болотистой местности у реки Тихвинка 26 июня (9 июля) 1383 года. На месте появления святыни построили деревянный храм. С тех пор икона зовется Тихвинской. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Фрагмент текста из рукописи

В Воскресенской рукописи сообщается, что сначало заложили церковь над рекою на горе, что видимо соответствует возвышенности на Фишевой горе. Но когда люди собрались на следующее утро, то обнаружили церковный сруб и икону на противоположном берегу реки. На том уже месте церковь и достроили. Данный факт возможно говорит о том, что не все местное население с радостью воспринимало появление иконы. Распространение христианства на Руси продолжалось многие века и не всегда мирно. Древняя языческая вера славян не всегда добровольно уступала место христианству. Возможно в летописи сохранились воспоминания об одном из религиозных конфликтов, связанных с появлением иконы на берегах Тихвинки. Как языческие идолы, так и христиансике церкви, как правило, ставились на возвышенностях. Возможно, что христиане намеревались поставили церковь на месте языческого идола, что вызвало протестные настроения со стороны язычников, и церковь была перенесена на противоположную сторону реки на место болотистое, затопляемое весенним половодьем. Тот факт, что христианство вынуждено было идти на уступки язычникам, подтверждает огромный валун положенный в основание Успенского собора с его южной стороны. Считается, что прикоснувшись к этому камню можно исцелиться от различных болезней. И в наши дни можно увидеть прихожан делающих крестное знамение и тут же прикладывающихся различными частями тела к булыжнику.


Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери

Построен же каменный Успенский собор был в 1507—1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе, ставшей своеобразной реликвией для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. Строил его известный итальянский архитектор Фрязин по образу и подобию Успенского собора Московского кремля.

В 1547 году перед Казанским походом вместе с митрополитом Макарием в Тихвин приезжал Иван Грозный. Митрополит Макарий впоследствии оказал деятельное участие в основании Тихвинского мужского монастыря. Иван Грозный и его наследники щедро жертвовали на обустройство монастыря. В 1575 году Иван Грозный заключил в Тихвинский монастырь свою четвертую жену Анну Ивановну Колтовскую (по некоторым данным, Анну Алексеевну). Анна оказала существенное влияние на Ивана Грозного, выступая против опричнины из мести к царю, т.к. её избранник, князь Вяземский, был замучен в одном из Московских застенков по указанию царя. За один год, в течение которого Иван Грозный находился под влиянием Анны и её окружения, были казнены или сосланы почти все руководители опричнины. Анна под именем сестры Дарьи находилась в Тихвинском монастыре до своей смерти в 1627 году.

В 1584 году царь Федор Иоаннович пожертвовал Тихвинскому монастырю 300-пудовый колокол. В 1600 году сооружена была монастырская колокольня в новгородском стиле. На колокольне было 20 колоколов, из коих самый большой весил 650 пудов.

В 1608 году Тихвинский монастырь был разорен поляками и литовцами. В 1613 году шведский отряд знаменитого полководца Якоба Делагарди, вызванного правительством Шуйского для наведения в стране конституционного порядка, занял монастырь, оставил там небольшой гарнизон, и двинулся дальше на Москву. Тихвинцы напали на шведов в монастыре и выбили их вон. Делагарди вернулся к приступу монастыря. В конце лета 1613 года стены обители выдержали три жестоких приступа неприятеля, и в конце сентября шведы оставили Тихвин. Война нанесла большой урон обители. Взрывом порохового склада была разрушена колокольня, которую затем восстановили на средства князя Дмитрия Пожарского.

В 1669 году выстроена была воротная каменная башня "Введенские ворота", на верхнем ярусе которой в 1779 году устроена надвратная церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери.

В 1773 г. по указу Екатерины II Тихвин получил статус города и стал центром Тихвинского уезда Новгородской губернии. По этому случаю главной улице Тихвина тогда же было присвоено сохранившееся доныне название Екатерининской, на что указывает находящаяся на этой улице надпись, с гербом и короною, следующего содержания: «При благополучном царствовании Императрицы и Самодержицы всероссийской Екатерины II, Матери Отечества, погоревший Тихвинский посад, пожалованному плану возобновлен и город утверждён». Сама императрица оставила автограф в центре чертежа, написав по проектируемой площади: «быть по сему».

В XVII—XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а Тихвинская ярмарка — одной из крупнейших в стране. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.

В 1810-х годах старые стены монастыря, сохранившиеся еще со времен шведской осады, были перестроены.

XIX век

В XIX в. город развивался как торговый и ремесленный центр, значение которого возросло с открытием в 1811 г. Тихвинской судоходной водной системы. Её история началась ещё в петровское время. Пётр I узнал о старинном водном пути и задумал на месте бывшего волока между реками Тихвинкой и Соминкой проложить канал, чтобы соединить столицу страны с хлебным Нижним Поволжьем. Пётр I сам побывал на волоке, но завершить работы удалось лишь столетие спустя.

Тихвинка была основным звеном Тихвинского водного пути, соединявшего Балтийское море с Каспийским При устройстве Тихвинского водного пути через водораздел был прорыт канал длиной 7,5 километра, соединивший озеро Лебединое с рекой Валченкой. На реке было построено 49 шлюзов, носивших наименование губерний, из которых были присланы на строительство «работные люди». Основным занятием жителей Тихвина стало т.н. лодочничество — сопровождение судов до Петербурга и Кронштадта. - Современник писал: "Жили там бойкой широкой жизнью, строились лодки, нагружались и перегружались суда, торговали в постоялых дворах и лавках ". После ввода в эксплуатацию Мариинской системы Тихвинский водный путь потерял свое значение, пришел в упадок и обмелел.

В XIX веке через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт; здесь находилась большая почтовая станция. В 1826 году, направляясь в Сибирскую ссылку, через город проезжали и останавливались на местной почтовой станции декабристы, а в 1849г. по этому тракту следовал на каторгу Ф.М. Достоевский. Дом, где размещалась в XIX веке почтовая станция,

6 (18) марта 1844 в Тихвне родился известный русский композитор Римский-Корсаков.

XX век

К началу XX века Тихвин представлял из себя сонный провинциальный городок, оторванный большими расстояниями от культурных центров страны, поэтому большим событием для дальнейшего развития города явилось открытие железнодорожного движения 1 января 1906 года. На строительстве дороги активно использовались крестьяне из Казанской губернии, в основном татары (в наше время их назвали бы гостарбайтерами).

Не менее значимым событием стало для тихвинце открытие ы 1911 году реального училища, в стенах которого тихвинцы смогли образование, не уезжая с родного города.

Здание реального училища в городе Тихвин

С 1918 года город Тихвин и Тихвинский уезд в составе вновь образованной Череповецкой губернии. В 1918 году в монастыре находилась под арестом великая княгиня Елизавета Фёдоровна, затем убитая в ночь на 5 (18) июля в Алапаевске.

В 20-х годах Тихвинский монастырь был закрыт Советской властью, имущество реквизировано в пользу трудового народа, монахи высланы. В монастырских зданиях расположились военные. Здания монастыря постепенно разрушались и приходили в упадок. Идин из корпусов монастыря был оборудован под баню. Здание, в котором располагались монастырские конюшни, было переоборудовано под тюрьму. Тихвинская икона Божьей матери стала экспонатом местного краеведческого музея.

В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован немецкими войсками, но уже в декабре этого же года город был освобоюден советсвими войсками. Отступая, немцы вывезли всё самое ценное, старинные иконы монастыря и Тихвинскую икону Богоматери в их числе. Икона попала в Псков, где была передана Псковской духовной миссии. Затем икона оказалась в Риге, и оттуда в 1944 году рижским архиепископом Иоанном через Польшу, Чехословакию, лагеря для перемещённых лиц и беженцев в Австрии и Франции была вывезена в США. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию владыки Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

9 июля 2004 года святыня вернулась в Тихвин. В этот день, день праздника чудотворной Тихвинской иконы Божьей матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий П передал Тихвинскому монастырю акт о возвращении из США в обитель чудотворного образа Богородицы на вечное хранение. 16 июля 2004 года Президент России Владимир Путин посетил Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, где поклонился чудотворной иконе Тихвинской Богоматери.

В советское время в Тихвине размещался крупный машиностроительный завод «Трансмаш», на котором работало порядка 20 тыс. чел. Помимо оборонной продукции предприятие выпускало, в частности, спецмашины на базе тракторов «Кировец». В настоящее время завод, ныне носящий имя ЗАО «ТСЗ „Титран-Экспресс“», крупнейший в регионе производитель продукции для железнодорожного подвижного состава и продукции для военно-промышленного комплекса.

Корпуса тихвинского вагоностроительного завода

В рамках полномасштабной реконструкции производственных мощностей завода «Трансмаш», на территории промышленно-девелоперской площадки в настоящее время строится Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, проект Группы компаний «ИСТ») с ежегодной производственной мощностью 13 000 грузовых вагонов нового поколения, 65 000 колесных пар и 80 000 стального литья. Численность персонала ТВСЗ, как ожидается, составит 3500 человек. Запуск нового предприятия был запланирован на начало 2011 года.

В городе развиты лесная, лесохимическая и лесообрабатывающая промышленность, строительная индустрия, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 4 ноября 2010 года городу Тихвину за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества присвоено почётное звание Российской Федерации Город воинской славы.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры

kamagra internet bestellen sildenafil kaufen günstig
kamagra internet bestellen sildenafil kaufen günstig