Немного истории


История иконы «Знамение» Новгородской

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная Церковь празднует день иконы Божией Матери «Знамение».
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых иконописных образов Божией Матери. Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется IV веком. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века.

Новгородская икона Божией Матери, именуемая «Знамение» – древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера, была написана в первой половине XII века. По иконографии она представляет собой поясное изображение Богоматери типа «Оранта» (молящаяся), на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа.

На Руси иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», стали появляться в XI-XII веках и называться так после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 году в Новгороде.

В этот год соединенные силы русских удельных князей – Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, – возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Иисуса Христа, услышал голос, который велел ему идти в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, взять икону Святой Богородицы и вознести ее на городскую стену. Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, враги пустили в Крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, новгородцы же бесстрашно устремились в бой и победили.

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илия еще в XII веке установил празднование в честь иконы «Знамение» Богородицы, совершаемое в Русской церкви до настоящего времени 10 декабря (27 ноября).

На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России. Самые известные из них: Абалакская (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села, считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо–Понетаевского монастыря), Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная (1295).

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви, и в настоящее время она находится во вновь открытом для Богослужения новгородском Софийском соборе.

Икона «Знамение» Тюменская

Икона Знамения Божией Матери – духовная святыня Тюменского

Знаменского собора. Она написана точно так же, как и икона «Знамение» Новгородская, в память о чуде, совершившемся в Новгороде в 1170 году. Тогда икона стала Заступницей Усердной от нападения иноплеменных.

Тюменская икона Знамения Божией Матери появилась в Тюмени при первом архипастыре Тобольском и Сибирском Киприане, который прибыл на служение во вновь созданную Тобольскую епархию в 1621 году. Икона «Знамение» Тюменская является первой достоверно датированной сибирской иконой. Литературные источники называют временем создания ее 1624 год (История Тюменской Знаменской церкви и сказание об иконе «Знамения Пресвятыя Богородицы». – Тобольск: Тип. Епархиал. братства, 1898. – С.15; Мануйлова И., Ярков А. Феномен сибирской иконы // Тюменская старина. – Тюмень, 2006. – С.289.). Написал ее выходец из Устюга Великого, родоначальник известного купеческого рода Иконниковых Спиридон. Иконописец Строгановской школы, он создал икону, ставшую одной из наиболее чтимых в Западной Сибири. Присутствие в композиции ангельских и Небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в Боговоплощении поднимает человечество на ступень выше Ангелов и Архангелов, ибо и Бог, по словам святых отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть.

Можно предположить, что икона была написана в 1624 году для Знаменской башни городовой стены, так как сведений о церкви в честь этой иконы нет в «Дозорной книге Тюменского города», составленной в 1624 году письменным головой Никитой Наумовым. Позже в честь иконы был выстроен храм.

Тюмень, как и другие города Сибири, очень часто горела. С 1687 по 1864 годы в Тюмени произошло около девяти пожаров. Знаменская церковь при пожаре 1697 года сгорела, но уцелела икона. Позднее икону перенесли в новую деревянную церковь, построенную на прежнем месте. Поставили при входе на паперть, над церковными дверями. А для церкви была написана новая икона Знамения – «местная, лучшей живописи» (Абрамов Н. А. Город Тюмень. – Тюмень, 1988. – С. 395). Знаменский храм простоял до 4 июля 1766 года, до нового пожара. Икона Знамения Божией Матери снова осталась невредимой.

Сказания об иконе повествуют о том, как жители города в тяжелую для них пору снова прибегли к заступлению Знаменской иконы Божией Матери. О ней вспомнили, когда в дома вошли болезни и смерть. Люди боялись общаться, закрывали плотно двери и окна, старались не выходить на улицу. Но ничего не помогало. От болезни, погубившей за короткое время огромное количество жителей, не было никакого спасения. Именно в это время прихожанину Знаменской церкви мещанину С. Е. Зубачеву «приснилась стоящая на колокольне икона Знамения Божией Матери, и что если эту икону снять с колокольни и пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится» (Курмачев В.А. Собор Знамение Пресвятые Богородицы в Тюмени. Время. События. Люди. 1768-2001 гг. – Тюмень, 2001. – С. 35). 8 августа 1848 года икону вынули из ниши колокольни и пронесли вокруг всего города. До 17 августа жители молились перед иконой, заносили ее в свои дома. Болезнь после этого прекратилась. Горожане прониклись особым благоговейным чувством к своей Спасительнице, и с этого времени она всегда оставалась в помещении церкви. Впоследствии в память об этом событии ежегодно 8 августа совершались молебны.

В 1849 году купцом И. В. Иконниковым, внуком иконописца Спиридона, написавшего икону, при участии некоторых жителей Тюмени была сделана на икону серебряная риза с двумя вызолоченными венцами, украшенная разноцветными камнями. Риза весила более 37 фунтов и стоила 1500 рублей. В 1852 году этим же купцом устроен резной киот с вызолоченными колоннами за правым клиросом.

В 1892 году холера вновь посетила дома тюменцев. В конце июля в городе умирало до 170 человек в день. Снова упование на спасение было возложено на Царя Небесного. 26 августа вокруг города прошел Крестный ход с иконой Знамения Божией Матери и другими иконами. После Крестного хода жара спала, появился ветер, сделалось прохладно, пошел дождь. Смертные случаи от эпидемии прекратились, болезнь отступила. Жители города в знак благодарности за милость, полученную через икону, внесли пожертвования для большой вызолоченной лампады. Чтобы в ней не ослабевал огонь, внесли 640 рублей в Государственный банк для приобретения масла на проценты от вклада.

Эти факты дают основание считать икону Знамение чудотворной. Особое почитание иконе жители Тюмени и паломники оказывают и по сей день.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры