Немного истории


История Палехской миниатюры

 

Палех - это село в Ивановской области, в котором с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях русских городов, но в советское время промысел по известным причинам стал невостребованным. В поисках работы палехский художник Иван Голиков в Москве увидел в Кустарном музее (ныне Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров: шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Работы понравились и своё первое произведение Голиков расписал на донышке фотографической ванночки из папье-маше. Вернее это были две работы "Охота на медведя" и "Адам в раю", выполненные золотом. Заинтересовавшись, родственник Голикова А.А.Глазунов организовал мастерскую, в которой кроме Голикова стали работать палехские мастера И.П.Вакуров, А.В.Котухин, И.В.Маркичев. И уже на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. 5 декабря 1924 года в Палехе семь мастеров: И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, А.И.Зубков, В.В.Котухин организовали "Артель древней живописи". Через три месяца к ним присоединились Д.Н.Буторин, Г.М.Баканов, А.И.Ватагин, И.П.Вакуров.

 

Известность к палешанам пришла сразу же: в 1925 году на Всемирной выставке в Париже артель получила золотую медаль. Большую помощь им оказывал искусствовед А.В.Бакушинский, написавший в 1934 году первое исследование о Палехе. В 1929 году была открыта художественная профтехшкола (с 1934г. — среднее училище) и в 1935г. организован музей.

 

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой — характерные черты миниатюры Палеха.

 

Главное отличие миниатюр Палеха, Мстёры и Холуя от миниатюр Федоскино — это применение желтковой темперы. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскино. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса). Первой стадией письма является роскрышь: намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка - уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап — плави: сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом. Миниатюрную роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Орнамент потом полируется косточкой. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

 

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха. Традиции, заложенные основателями, продолжают их дети и ученики: Т.Зубкова, Н.Голиков, А.Котухина, П. Чалунин, Г.Мельников, Б.Ермолаев и многие другие. О Палехе можно слагать поэмы, но придется поверить на слово, т.к. палехского наперстка пока нет. Хотя, как известно, он существует.

 

В конце 80-х годов появился товарный знак: на работах "Товарищества Палех" - жар-птица, на вещах "Объединения мастеров Палеха" - перо жар-птицы (1989-1991) и жар-птица (с 1991). В каждой организации к работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

 

Начало палехской росписи по финифти (эмали) было положено летом 1929 года. Первый опыт И.М.Баканова - эмалевая брошь, написанная случайно оказавшимися под рукой красками для финифти и обожжённая на примусе. Опыт художественно и технически оказался удачным. Техника живописи на финифти аналогична технике живописи на фарфоре.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры

wo kann man kamagra bestellen levitra apotheke kaufen levitra 20mg kaufen
wo kann man kamagra bestellen levitra apotheke kaufen levitra 20mg kaufen