Немного истории


Свято-Боголюбский монастырь
Схема города  (смотреть в Google )

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Имеет статус поселка.
Население: 4 тыс. чел. (2002)

Боголюбово расположено в устье реки Нерль при впадении в нее Клязьмы.
Находится в 10 км к северу-востоку от Владимира .

Координаты: N 56° 11.770' E 40° 32.214'

Город Боголюбово был основан в 1158г. князем Андреем Боголюбским. Был разорен татарами, после чего становится селом. В советское время имеет статус поселка.

При въезде в Боголюбово из Владимира справа впереди со стороны дороги можно увидеть остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря .

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История Боголюбово

На территории этого старинного села, недалеко от впадения реки Нерль в Клязьму, стоял когда-то окруженный оборонительными сооружениями замок великого князя Андрея Боголюбского , контролируя водный путь из Суздаля во Владимир.

По летописной легенде, место для строительства города указала князю сама Богородица. Андрей направлялся во Владимир с иконой Божьей матери, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью, эту икону в последствии стали называть Владимирской. Не доезжая 10 км до города, повозка, где находилась икона, внезапно остановилась. Никто не мог заставить коней сдвинуться с места. Тогда князь отдал приказ раскинуть шатер и остановиться на этом месте на ночлег. Ночью князь непрестанно молился перед иконой, и явилась ему Богоматерь, которая сообщила ему, что он должен основать на этом месте город и монастырь в ее честь. Что и было исполнено. Был заложен храм Рождества Богородицы, а вокруг раскинулись белокаменные хоромы князя.


Заложенная в 1158 г. княжеская резиденция недолго сохраняла свое великолепие - в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, кстати в заговоре участвовала и его жена .


 

Хочется сказать несколько слов о самом князе. Князь Андрей Боголюбский (1110-1174 гг.) сын Юрия Долгорукого был довольно жестким человеком, но именно с его именем связывают начало истории Северо-Восточной Руси со столицей во Владимире. Именно он нанес последний сокрушительный удар по Киеву, после которого он перестал уже быть стольным градом и потерял свое политическое значение. То есть именно с Андрея Боголюбского главной ареной истории Руси становится современная территория России. Также отметим, что молодой князь не желал расприй с родственниками за Киевский престол, и после смерти отца в 1115 г. ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому суждено было стать почти на два столетия сердцем Русского государства.Он предпринял несколько успешных военных походов, ему подчинялись большинство князей. Князь объявил столицей Владимир, а себе присвоил титул великого князя всей Руси, его часто называют первым царем на Руси. Разумеется, тогда идея всем объединиться в одно большое государство не всем понравилась. Это было одной из причин его убийства. Но, наверное, главной причиной было то, что князь стал урезонивать бояр, ограничивать их власть. Они и осуществили против него заговор. Это были родственники его жены, которая была дочерью боярина Кучки.

Несомненно, Андрей Боголюбский является важной личностью, интерес к которой велик и в наши дни. Так, например, идут рассуждения о том, как выглядел князь. В сороковых годах прошлого века известный антрополог и судебный медик профессор М.М.Герасимов воссоздал по костям черепа скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Согласно этой реконструкции, князь имел скуластое лицо, приплюснутый нос... В общем его облик мало сочетался с представлениями о внешнем виде типичного русака домонгольского периода. Историки даже нашли объяснение этому: мать князя была половецкой княжной. Потому, мол, и князь так похож на степняка. Однако, в 2008г. исследования его черепа показали, что это был мужчина европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа. В общем, споры продолжаются...

Но по летописным данным есть и еще одна версия о причине убийства Андрея - его просветительская деятельность среди иноверцев-купцов, по этой причине число иудеев, принявших христианство значительно увеличилось. Согласно воззрениям Талмуда, гой, “совративший” еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти. А одним из главных заговорщиков был иудей. Но надо сказать, что его не любили не только бояре и иноверцы, но и обычные люди. Убийцы сначала хотели отдать тело убитого князя собакам, но потом просто бросили во дворе. Когда сообщение дошло до Владимира, что их князь убит, то это было принято равнодушно. В результате несколько дней тело убитого князя пролежало в притворе Рождественского собора, никто его не собирался хоронить. И все-таки игумен на третий день отпел князя, после чего гроб торжественно перенесли в Успенский собор во Владимире. До сих пор мощи князя Андрея Боголюбского покоятся в Успенском соборе. В 1702г. он был канонизирован православной церковью и причислен к лику святых мучеников.

Но вернемся к истории Боголюбово, после смерти князя, в пору многочисленных междуусобиц, войска враждовавших князей-соседей неоднократно грабили и жгли город, окончательно утративший свое значение после Батыева нашествия. Впоследствии на этом месте возник монастырь.


Работы ученых, прежде всего Н.Н.Воронина, проводившего археологические исследования боголюбского комплекса, позволили реконструировать первоначальный вид существовавшего здесь уникального ансамбля. За белокаменными стенами (современные, с надвратной церковью-колокольней, относятся к XIX в. и проходят приблизительно по линии старых укреплений) стоял великолепный белокаменный дворец, соединявшийся переходами с церковью. Нижняя часть дворцовой лестничной башни сейчас легко опознается в нижнем четверике колокольни, поставленной XVIII в. на древнее основание. Единственная в своем роде каменная гражданская постройка домонгольского времени, башня не имеет аналогий в сохранившихся памятниках древнерусской архитектуры, свидетельствуя о ее пышном расцвете на владимирской земле. Стиль белокаменной резьбы сближают боголюбовский памятник с его современниками - Успенским и Димитриевским собором во Владимире.

Каменные ступени ведут на площадку перехода, откуда, сквозь тройную арку окна XII в., открывается чудесный вид на пойму реки. На этой лестнице летней ночью 1174 г. дети московского боярина Кучки оборвали жизнь первого великого князя владимирского.

Собор Рождества Богородицы, соединенный переходом с башней, воздвигнут в 1727 г. на фундаменте древнего обрушевшегося храма. От старого храма времен Андрея Боголюбского остались еще и три львиные маски на западном фасаде. При входе, в приделе можно увидеть нижние части древних фасадных стен. Кроме того, частично сохранилась и северная стена, которую удерживал древний переход, связанный с лестничной башней.


Многое изменилось в ансамбле. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор в неовизантийском стиле. Они теперь и определяют боголюбовскую панораму.

Эффектно выглядел в древности и двор боголюбовского ансамбля. Удалось обнаружить следы белокаменной вымостки, которая сейчас находится на глубине около полутора метров на площади; на месте часовни, на юго-запад от собора, стояла легкая восьмиколонная беседка - киворий, под сводами которой помещалась белокаменная чаша со святой водой.

После революции в монастырских корпусах размещались школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах - хранилища и склады.
Сейчас монастырь активно реставрируется. Он отштукатурен и побелен, проведено паровое отопление, идет восстановление росписи.


похожие

Наши проекты

Наши партнеры

kamagra oral jelly frau
kamagra oral jelly frau