Немного истории


История Ростова Великого

    Начало истории. IX-XV века.
    История Ростова насчитывает более тысячи лет, это один из старейших русских городов. Первое упоминание о нем относится к 862 году, в списке розданных Рюриком городов, в «Повести временных лет». Археологические исследования показывают, что люди в этих краях жили задолго до того. В IX веке эти места населяло финно-угорское племя меря - народ земледельцев и рыболовов - впоследствии мирно ассимилировавшееся с пришедшими на эти земли новгородцами.
    В конце Х века Ростов стал крупным городом; в 988 году он отошел Ярославу Мудрому, а после его смерти - его сыну Всеволоду. В 991 году в Ростове был выстроен первый христианский храм - деревянный собор во имя Успения Божией Матери. Летопись называет ее «толико чюдна, якова не бывала и потом не будет». На месте этого первого деревянного храма в 1161 году князь Андрей Боголюбский заложил первый каменный собор Ростова. В XIII веке он обвалился и был выстроен заново.
    Некоторое время Ростов был столицей княжества, к XII веку он утратил столичные функции, но остался крупным городом, одним из крупнейших во Владимиро-Суздальском княжестве. В документе XII века он назван «великим» - что могло означать либо «большой», либо «мощный, могучий».
    Князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо, намеревался именно в Ростове сделать столицу Северо-Восточной Руси, но не успел, и Ростов остался только центром удельного княжества. Однако он сохранил обширные земельные владения, доходившие до границ владений Новгорода. Значение города подчеркивается еще и тем, что ростовские князья в XIV-XV веках чеканили собственную монету.
    В 1328 году город был взят татаро-монголами практически без сопротивления, так как для обороны не был приспособлен. Благодаря этому город не был разорен и сожжен.

    XV-XVII века. Религиозный и торговый центр. Смутное время.
    Ростов был не только крупным экономическим центром - здесь сосредоточилась духовная жизнь, город был самым крупным на Руси религиозным и культурным центром. С 1454 года ростовские епископы получили статус архиепископов, а в 1589 году появилась ростовская митрополия. С Ростовом связаны имена таких известнейших церковных деятелей, как Стефан Пермский и Епифаний Премудрый.
    К XVI веку древний Успенский собор обветшал, и его было решено разобрать и поставить на его месте новый каменный храм. Строятся также и другие каменные церкви: Богоявленский собор Авраамиева монастыря, церковь Исидора на валах.
    Смутное время принесло городу тяжелые разорения - в 1608 и 1611 годах город был разграблен, большинство жителей погибли. К 1630-м годам город возродился, был отстроен заново и стал площадкой для грандиозного фортификационного эксперимента. Так как город уже находился в глубоком тылу России, большой необходимости в строительстве крепости не было, однако именно здесь царь Михаил Федорович повелел выстроить земляную крепость. Строительство стало для жителей тяжелой повинностью - им приходилось работать на возведении валов и деревянных стен, а также бесплатно поставлять строительные материалы.
    В 1670-1690-х годах, при митрополите Ионе Сысоевиче, Ростов получил лучшее свое украшение - новый Архиерейский дом (Ростовский кремль), построенный рядом с соборным двором, в самом центре города.
    Здесь, мимо Архиерейского дома, собора, через площадь с торговыми рядами, шла дорога от Москвы на Ярославль, Вологду, Архангельск - важный торговый путь России. Торговля занимала в жизни города огромное место: с начала XVII века сложилась традиция ежегодной ростовской ярмарки - «Сбора».

    XVIII-XIX века. Уездный купеческий город.
    В начале XVIII века ростовская ярмарка стала третьей по величине в России, и в городе начал формироваться новый социальный слой - купечество. Из ростовских купцов вышло немало выдающихся людей, многое сделавших для города. Фамилии Кекиных, Хлебниковых, Мальгиных, Кайдаловых, Селивановых до сих пор помнят в Ростове. Ростовцы расширяли пути своей торговли, в XVIII веке они торговали с Оренбургом, с Уралом, Бухарой. Эта деятельность была весьма рискованной, но в то же время очень прибыльной. Ежегодная ярмарка вплоть до середины XIX века собирала огромное количество торговцев; последствием ее бурного роста стало обилие «доходных домов» в Ростове - простых деревянных двухэтажных зданий с квартирами, которые сдавались приезжим торговцам. Сейчас там располагаются обыкновенные квартиры городских жителей.
    С 1760-х годов ведет свою историю знаменитый ростовский промысел - финифть, художественная роспись по эмали. Сначала была открыта мастерская при Архиерейском доме, позднее промысел приобрел большую популярность, появилось множество искусных мастеров, изготовлявших сначала маленькие образки для предметов церковного обихода, а позднее сильно расширивших ассортимент своих эмалей.
    С середины XVIII века Ростов стал застраиваться новыми каменными храмами, возводимыми нередко на средства богатых купцов. Однако в 1788 году город теряет статус епархиального центра - кафедра митрополита перемещается в Ярославль, хотя при этом митрополит сохранил звание «Ярославского и Ростовского» - как напоминание о многовековом религиозном центре Ярославской земли.
    В 1778 году указом Екатерины II город получил свой собственный герб - оленя на червленом поле. Этот герб Ростов сохранил и поныне.
    С 1779 года началось претворение в жизнь нового регулярного плана города. Оно шло с трудом из-за того, что зачастую линии новых, прямых улиц проходили через владения жителей. Только к 1870-м годам город приобрел новый облик, с застроенным каменными зданиями центром и прямыми улицами-«лучами», расходящимися от кремля.
    В 1818 году Ростовскому кремлю угрожало полное исчезновение: инженер Бетанкур, занимавшийся градостроительством, предложил разобрать Архиерейский дом и построить на его месте новый удобный Гостиный двор. Этому воспрепятствовали местные жители, и уникальный ансамбль был спасен, хотя и простоял после этого более полувека, ожидая реставрации.
    Конец XIX века ознаменовался повышенным вниманием горожан к собственной истории и памятникам; усилием ростовских купцов Титова и Шлякова была начата реставрация обветшавших строений и храмов Архиерейского дома, а в 1883 году открыт Музей церковных древностей.
    О богатстве Ростова второй половины XIX века свидетельствует обилие учебных заведений и богаделен, содержавшихся на благотворительные взносы. В городе строится множество каменных особняков, на рубеже XIX-XX веков развивается инфраструктура: водопровод, телефонная связь, электростанция и даже конка.

    ХХ век. Революция. Советское время. Развитие туризма.
    Революция 1917 года прошла в Ростове практически бескровно, власть сменилась без сопротивления. После революции предприятия и собственные дома ростовского купечества были национализированы, многие семьи покинули город - по своей воле или принудительно. Были закрыты многие храмы, немало из них - разрушено. Береговую линию вдоль озера заняли главным образом промышленные предприятия, но они не смогли дать городу новую жизнь. В центре города практически все осталось так же, как было в XIX веке, если не считать варварского сноса ряда храмов в целях борьбы советской власти с религией.
    В 1918 году была организована артель по производству художественной эмали, ее мастера заново осваивали производство расписных шкатулок, украшений и различных бытовых предметов; сейчас в музее ростовской финифти можно увидеть шкатулки с портретами вождей, украшенные революционной тематикой. В 1960 году была открыта фабрика «Ростовская финифть», ее продукцию можно видеть по всей стране.
    После войны Ростов вошел в Золотое кольцо России и с тех пор является главным образом туристическим городом - сюда прибывают тысячи туристов со всего мира. В 1995 году он был включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России. В последние годы все больше туристов приезжает в Ростов, и хочется надеяться, что в будущем Ростов ждет новый подъем, возможно, сочетающийся с сохранением уникального культурного и исторического наследия древнего города.


похожие

Наши проекты

Наши партнеры