Немного истории


Сергиево-Казанский кафедральный собор

 

Кафедральный собор Сергия Радонежского и Иконы Божией Матери «Казанская»

 

Страна

Россия

Город

Курск, ул. Горького, 27

Конфессия

Русская Православная Церковь

Епархия

Курская и Рыльская 

Благочиние

Центральное

Архитектурный стиль

Барокко

Автор проекта

Неизвестный архитектор школы Бартоломео Растрелли

Строитель

Исидор Иванович Машнин (до 1762 г.), затем Агафья Фатеевна Машнина

Строительство

1752[1]—1778[1]

Статус

 Объект культурного наследия РФ № 4610005000

Состояние

Действующий

Сайт

Официальный сайт

 

Сергиево-Казанский кафедральный собор. Вид со двора. Репродукция рисунка Г. К. Лукомского. Почтовая карточка начала XX века.

Реверс памятной трёхрублёвой монетыс изображением Сергиево- Казанского собора.

 

Место падения Прохора Машнина с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора

 памятник архитектуры (федеральный)

Кафедра́льный собо́р Се́ргия Ра́донежского и Ико́ны Бо́жией Ма́тери «Каза́нская» (Се́ргиево-Каза́нский кафедральный собор) — православный храм в городе Курске, построенный в 1752—1778 годах[1] в стиле барокко[2]. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгородав Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором[2]. Без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на Курской земле на протяжении трех столетий.

История

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания[3]. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём[4]. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери[5]. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф(Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма[6]. Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев[7]. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Машнин — отец Прохора Мошнина (Преподобного Серафима Саровского). После смерти Исидора Машнина в 1762 году обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия, под надзором которой в 1778 году строительство было окончено[3]. Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежскогобыл освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Материв 1778 году. В 1827 году для Сергиево-Казанского собора были отлиты два колокола (весом 400 и 160 пудов), денежный взнос за них передал тульский купец Черненков[8]. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором. Изначально чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания.

Храм закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала Областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался[9].

К торжествам 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского на территории собора была построена часовня[4], освящённая 20 июля 2004 года[10]. В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю) был полностью обновлен иконостас придела Серафима Саровского в нижнем храме собора[11].

Архитектура и убранство храма

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор имеет вид прямоугольника около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Наружные стены украшены лепными фигурами. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что усиливает впечатление богатства и праздничности[12]. Восемнадцатиметровый иконостасхрама, созданный крепостными мастерами — резчиками по дереву, является настоящим произведением искусства: покрытые позолотой тонкие переплетения освещаются через окна, оригинально устроенные в верхней части. Иконостас заполняет по ширине всю алтарную преграду. Сложная ниспадающая люстра удачно дополняет иконостас[13]. По стенам и под сводами храма расположены позолоченные лепные рельефы.

Интересные факты

похожие

Наши проекты

Наши партнеры