Немного истории


Троице-Сергиева лавра

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь

Троице-Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фотохром (цветная литография) 1890-е годы

Страна

Россия

Город

Сергиев Посад

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип

Мужской

Основатель

Сергий Радонежский

Дата основания

1337 год

Последний настоятель

Феогност (Гузиков)

Статус

охраняется государством

Состояние

Действующая лавра

 

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада).

 

История монастыря до 1744 года

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 657
рус. англ. фр.

В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец (храм был освящён в 1340 году). В 1355 году в монастыре был введён новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».

В 1446 году в монастыре Дмитрий Шемяка захватил в плен московского князя Василия II.

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями); в 1561 годуон получил статус архимандрии.

В 1585 году был построен Успенский собор, после этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Расцвет Лавры

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1890-е гг. Фотография

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий Радонежский). К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.

Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

История Лавры в XX веке

Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.

1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены лаврские колокола. На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Реставрация Лавры

К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационно-восстановительных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём — В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — архитектор М. Т. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки —А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ. Ансамбль Троице Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития. В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления. Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона. После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект рестараврации ансамбля лавры. В ходе рестараврации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжались и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Религиозная жизнь

Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля1946 года. В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов). 21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года.

В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.

В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году).

15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов.

Архитектура

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». Примечательно живописное многоярусное завершение собора. С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь 1552). К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, присторена Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633) .

Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»).

План территории лавры с достопримечательностями

Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.  В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими.

К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.).

Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.).

С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.

Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.

Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице.

Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI—XVII вв., полностью перестроены в 1778).

Пятиярусная Лаврская колокольня (1741—1770арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Высота колокольни — 88 м. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, но бо?льшая их часть была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т.

Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

С конца XIX века и в течение 20 лет архитектором Лавры был А. А. Латков.

Им построены многочисленные здания: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, ныне используется в качестве помещения Московской Духовной академии), а также Фабрика игрушек (Больница для заразных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), жилой дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).

В конце XIX века на территории Лавры были построены корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом.

В конце 1980-х был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

Учебные заведения на территории монастыря

С 1742 года на территории монастыря действовала духовная семинария.

В 1814 году на базе московской Славяно-греко-латинской академии открылась Московская духовная академия, которая разместилась в здании «царских чертогов». В числе слушателей академии нужно отметить известных философов В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского.

Современная жизнь обители

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов).

Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, назначенный Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Русской православной церкви, священноархмандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.

Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).

В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.

Настоятели

Наместники

Фотографии

Духовская церковь (1476)

Уточья башня (1650)

Колокольня (1740-70)

Трапезный храм и Успенский собор

Михеевская церковь

Водяная башня и водяные ворота

Патриаршие покои

Усыпальница Годуновых

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1746-1748)

Успенский кладезь с часовней (конец XVII в.)

Галерея Трапезной в Троице-Сергиевой лавре. Западный фасад.

Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

См. также

  • Сергий Радонежский

  • Сергиев Посад

  • Святые места Русской православной церкви

  • Царь-колокол

  • Список самых высоких православных храмов и колоколен

Литература

  • Балдин В. И. Троице-Сергиева лавра. М., 1958.

  • Балдин В. И. Загорск. М., 1989.

  • Горский А. Историческое описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890.

  • Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра., М ., 1909.

  • И. В. Трофимов. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. — Госстройиздат, М., 1961.

  • И. В. Трофимов. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация. — Сообщения Загорского государственного историко художественного музея заповедника. Загорск, 1960. Вып.3. С.107—129.

  • И. В. Трофимов. О принципах реставрации памятников Троице Сергиевой Лавры. — Советская археология. М., 1970. № 4. С.74—82

  • И. В. Трофимов. Ещё раз о принципах реставрации памятников Троице Сергиевой Лавры (письмо в редакцию). — Советская археология. М., 1972. № 4. С.293—295.

  • С. А. Торопов. Памятники архитектуры и методы их реставрации. — Городское хозяйство Москвы, 1947. № 5. С.29—39.

  • А. И. Венедиктов. И. В. Трофимов. Памятники архитектуры Троице Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. Госстройиздат, 1961. — Советская археология. 1964. № 1. С.357—359.

  • архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Общ. ред. архиепископа Волоколамского Питирима. Троице-Сергиева Лавра. — Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. Альбом. М., 1985.

  • Голубцов С. А. Сергиев Посад и Лавра. М., 1997.

  • Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. М ., 2004.

  • О. Сухарёва. Троице-Сергиева лавра. — Москва: АСТ, Астрель, 2005. — 47 с. — (Святые места России). — 5000 экз. — ISBN 5-17-031009-9

  • Давиденко Д. Г. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия (Цынбалов) и его завещание //Вестник церковной истории. 2009. № 3-4(15-16). С. 323—330.

Примечания

  1. С. О. Ермакова Троице-Сергиева лавра. — М.: Вече, 2004. — 224 с. — ISBN 5-9533-0460-9

  2.  Розанов Н. История Московского епархиального управления. М., 1866 Ч. I. стр. 199.

  3.  Собрание узаконений. М., 1920. № 27. стр. 133.

  4.  Троице-Сергиева лавра. Большая советская энциклопедия. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 15 июля 2010.

  5. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Российская государственная библиотека. Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 17 июля 2010.

  6. Л. Р. Вайнтрауб Троице-Сергиева лавра. km.ru. Проверено 17 июля 2010.

  7.  В. О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871. — С. 98-110.

  8. История создания «Троицы» Андрея Рублёва. andrey-rublev.ru. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 10 августа 2010.

  9.   Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е—1590 год. Москва. Частный музей Русской иконы. — Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. — «…В течение последующих двенадцати лет, особенно после вступления Феодора на царство (1584) по приказу бездетной четы…» Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.

  10.  Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е—1590 год. Москва. Частный музей Русской иконы. — Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.

  11. История Московской Духовной Академии. Официальный сайт МДА. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 11 августа 2010.

  12.  Александр Сорокин Путешествие по святым местам: православные монастыри. Выпуск 1. Троице-Сергиева лавра. — М.: Де Агостини, 2008. — 32 с.

  13.  Об отделении церкви от государства и школы от церкви [Декрет Совета Народных Комиссаров

  14.  Хронология Троице-Сергиевой лавры. Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры lawra.ru. 

  15.  Г. А. Макаровская К вопросу о реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в 1920-1990 гг. — В сб.: Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995. Изд-во "ПИК", М., 1995 г. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 10 августа 2010.

  16.  Письма патриарха, 1953 год.

  17.  В. П. Зубов Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. rusarch.ru. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 18 июля 2010.

  18.  Викентий Трофимов. artru.info. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 5 августа 2010.

  19.  И. В. Трофимов. О принципах реставрации памятников Троице Сергиевой Лавры. — Советская археология. М., 1970. № 4. С.74—82; он же. Ещё раз о принципах реставрации памятников Троице Сергиевой Лавры (письмо в редакцию). — Советская археология. М., 1972. № 4. С.293—295

  20.  Протодиакон Сергий Голубцов, Церковная Московия в 1935-1965 годах. Библиотека Якова Кротова krotov.info. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 10 августа 2010.

  21. Иоанн (Разумов). ortho-rus.ru. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 16 июля 2010.

  22.  ЖМП. 1946, № 12, стр. 16—17.

  23.  Ансамбль Троице-Сергиевской Лавры. resursy.mkrf.ru. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 31 июля 2010.

  24.  Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники/ Воронин Н. Н., Косточкин В. В.. — М.: Искусство, 1968. — С. 8. — 256 с.

  25. ПСРЛ. Т. VI. Вып. 2. Софийская вторая летопись. М. 2001. С. 218; ПСРЛ. Т. XX. Ч. 1. Львовская летопись. С. 301

  26.  Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

  27.  Колокола Троице-Сергиевой Лавры

  28.  Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

  29. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (1993). whc.unesco.org. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 22 июля 2010.

  30.  Соловьёв, Владимир Сергеевич. krugosvet.ru. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 31 июля 2010.

  31.  Выпускники Московской духовной академии. petergen.com. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 31 июля 2010.

  32.  Экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре. Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры. Проверено 22 июля 2010.

  33.  Устав Русской православной церкви. Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ. Архивированоиз первоисточника 25 августа 2011. Проверено 11 августа 2010.

  34.  Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

  35.  Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Официальный сайт.

Ссылки

Троице-Сергиева лавра на Викискладе?


Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 657
рус. англ. фр.

Всемирное наследие ЮНЕСКО в России


похожие

Наши проекты

Наши партнеры

kann man viagra kaufen ohne rezept kamagra günstig online levitra generika günstig viagra rezeptfrei österreich
kann man viagra kaufen ohne rezept kamagra günstig online levitra generika günstig viagra rezeptfrei österreich