Немного истории


Оружейная палата  Зал 1
Витрина 6. Произведения московских златокузнецов XVI века

 

Во второй половине XVI века в кремлевских мастерских трудились не только русские, но и европейские мастера. Их сотрудничество оказало определенное воздействие на ювелирное искусство этого времени. Влияние Ренессанса ощущается, например, в орнаментации многих памятников XVI века. Орнамент, как правило, образован из стилизованных растительных элементов, и имеет четкую, строго ритмичную схему с ясно выделенным основным мотивом. Нежная по колориту эмаль, бархатистая чернь, крупные неграненые драгоценные камни, создающие мягкие красочные пятна, завершают декоративное убранство этих редких по красоте вещей. В XVI столетии эмаль, как правило, использовалась в сочетании со сканым орнаментом. Предпочтение отдавалось изысканным зеленым и голубоватым тонам. Они прекрасно сочетались с крупными неограненными камнями – синими сапфирами и розовыми турмалинами. Так декорированы, например, великолепные произведения грозненского времени: золотой оклад Евангелия, оклады иконы «Богоматерь Одигитрия» и мерной иконы царевича Ивана Ивановича «Иоанн Лествичник», напрестольные кресты 1562 и 1599 годов.

Особый интерес представляет камея - редкий по величине и красоте образец русской глиптики второй половины XVI века. На трехслойном сардониксе вырезан образ крылатого Иоанна Предтечи – патронального святого царя Ивана Грозного. По-своему замечателен образок с резным на халцедоне с изображением "Знамения Божьей Матери" и крест наперсный с византийской камеей XII века на сапфире в драгоценной оправе работы московских мастеров

похожие

Наши проекты

Наши партнеры