Немного истории


Оружейная палата
Зал 2 Витрина 15. Ювелирные изделия первой половины XVIII века

На рубеже XVII-XVIII столетий в жизни России произошли изменения, имевшие огромное историческое значение. Начало XVIII века в русской истории ознаменовано реформами Петра I. Однако, петровские реформы были во многом подготовлены его предшественниками отцом-царем Алексеем Михайловичем, чья мерная икона представлена в витрине и братом Федором Алексеевичем, с именем которого связан подсвечник с профиткой. Они оформлены еще в традициях средневекового русского искусства, также как евангелие Ф.С. Заборовской.
В первые десятилетия XVIII века, московские кремлевские мастерские по-прежнему оставались признанным центром ювелирного дела. Там работали выдающиеся русские мастера и, приглашенные, западные ювелиры. Портретная эмалевая миниатюра в это время  - большая редкость. Портреты царя на эмали в ювелирном обрамлении, в исполнении замечательного московского эмальера Андрея Овсова  и иностранных мастеров, работавших в кремлевских мастерских по приглашению, в отсутствии развитой орденской системы служили наградами.
В XVIII столетии развитие русского искусства шло в одном русле с европейским. С перенесением столицы в Санкт-Петербург Москва не утратила значения крупного ювелирного центра, хотя деятельность государственных кремлевских мастерских была значительно сокращена. На протяжении всего XVIII века в Москве работали прекрасные серебряники, среди которых было немало выдающихся мастеров. Они работали в стиле барокко,зачастую, по просьбе заказчиков, копируя изделия мастеров Гамбурга, Аугсбурга и Нюрнберга. Примеры этому — великолепный стакан с крышкой 1741 года, а также стакан, или стопа, с утраченной крышкой. Орнаментальное роскошество барокко создавалось  высокорельефной чеканкой. Другие приемы, особенно чернь и скань (филигрань), использовались реже. Тем больше впечатляет изящная чаша на поддоне, имеющая петербургское клеймо 1737 года. Некогда она принадлежала князьям Долгоруким.
На протяжении всего XVIII века популярным декором были дробницы — эмалевые миниатюры с изображениями святых и иллюстрациями библейских и евангельских сюжетов. Чашу серебряного золоченого потира, на которые накинута серебряная прорезная сорочка, украшают крупные дробницы с изображениями Деисуса и Иоанна Златоуста в рост. На чаше золотого потира, вложенного в 1737 году императрицей Анной Иоанновной в Хутынский монастырь близ Новгорода, выделяются живописные эмалевые дробницы с изображениями Распятия, Богоматери, Иоанна Предтечи и новгородского чудотворца Варлаама Хутынского. Иные тона эмали, иной принцип оформления мы видим на окладе Евангелия 1745 года.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры