Немного истории


Оружейная палата
Витрина 18. Золотые и серебряные изделия последней четверти XVIII и первой трети XIX века

 

Витрина 18

  

   

   

   

  Во второй половине XVIII века параллельно с рококо стал входить в моду стиль классицизм с характерными для него более строгими формами и орнаментацией. Прежде всего он получил признание в Санкт-Петербурге. Типичным образцом этого стиля является золотое овальное блюдо, пожалованное императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потемкину. Несколько других предметов также связаны с именем императрицы. Любопытны изящные предметы из детских сервизов, которые она заказывала для своих внуков. Привлекает внимание изящный самовар в форме античной амфоры.
  Сюжеты из античной истории и книг Священного Писания, всевозможные аллегории были необычайно популярны в искусстве классицизма. Очень интересна ее собственная работа из папье-маше. В том числе они находили выражение в любимых еще с предшествующего столетия табакерках. Одна из них, изготовленная братьями Теремин с изображением Камероновой галереи – места для уединенных прогулок в Царском селе. Другая - мастера Отто Кейбеля, с подбором полудрагоценных камней на крышке, в котором зашифрован некий девиз.
  Заслуживает внимания потир из литургического прибора, заказанный Екатериной II для вклада в Троице-Сергиеву Лавру, петербургскому мастеру И. Буху. По заказу Екатерины II был выполнен роскошный оклад на Евангелие мастера Германа Унгера, украшенный более чем двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Своим великолепием поражает потир из вклада Екатерины II в Троице-Сергиеву лавру, работы мастера Карла Мюллера.
  Заказом императрицы является и единственный в собрании музея призовой кубок XVIII века. Его выиграл жеребец Ерюс на скачках, организованных на Донском поле в Москве в поддержку отечественных коннозаводчиков. Кубок был также выполнен в мастерской Алексея Раткова. В витрине представлено много его работ. Две из них: подносное блюдо и дарохранительницу можно видеть ниже. А. Ратков был мастером-универсалом, в совершенстве владевшим всеми ювелирными приемами: чеканкой, литьем, чернью, гравировкой. Он начинал свою деятельность в эпоху барокко, освоил рокайльную традицию, много прекрасных памятников создал в стиле классицизм.

похожие

Наши проекты

Наши партнеры